Что то я сомневаюсь

Что то я сомневаюсь

Сомне́ния — 1) рассудительная осторожность в отношении предметов веры;
2) состояние озабоченности, связанное с трудностью нравственного выбора;
3) (аскет.) состояние смущения, утраты стойкости в подвижнической деятельности, вызванное действием демонических сил;
4) неуверенность, колебания относительно того или иного вопроса;
5) обоснованная или необоснованная подозрительность, недоверие кому-либо.

Христианин и сомнения

Я хотел бы начать с разоблачения одного мифа. Это миф о том, что верный христианин не может испытывать сомнений. Сомнения якобы несовместимы с верой. Под влиянием этого мифа христиане часто стараются подавлять или прятать свои сомнения – как будто речь идет о чем-то настолько постыдном, что это надо спрятать и от себя самого. На самом деле сомнения не следует ни отрицать, ни тем более прятать. Следует поступать ровно наоборот. Их надо вытаскивать на поверхность, четко проговаривать, ясно осознавать. То, что Вы столкнулись с сомнением – часть Божиего замысла о Вас, и Он хочет сделать это частью Вашего духовного роста. Мы возрастаем в вере в том числе и через сомнения.


Первое, что следует сделать с сомнением – это четко его сформулировать

В чем именно я сомневаюсь? Почему? У К. С. Льюиса в «Письмах Баламута» есть очень верное наблюдение, что враг стремится не внушать нам определенные мысли, а отвлекать нас от мыслей. Сомнение часто приходит не в форме внятно сформулированного возражения, а в форме неопределенного чувства «так не бывает», или еще лучше «но все же вокруг знают, что так не бывает». Хороший пример – высказывание атеистического мыслителя Джулиана Хаксли: «Для интеллигентного, образованного человека скоро станет так же невозможно верить в какого-то бога, как невозможно сейчас верить, что земля плоская, что мухи самозарождаются, что болезнь – это божественная кара, а смерть – результат колдовских происков. Боги-то, конечно, выживут – они еще пригодятся и для обеспечения чьих-то денежных интересов, и для успокоения тугодумов, и в качестве марионеток для политиков, и для утешения несчастных и невежественных душ».
В этой цитате нет каких-либо аргументов, а есть решительное заявление, что для интеллигентного, образованного человека скоро будет невозможно верить в Бога – под страхом зачисления в «тугодумы и несчастные и невежественные души». Она апеллирует к тому же чувству «все вокруг знают».
В этом случае мы должны поставить вопрос «откуда знают»? Идет ли речь просто о предрассудках эпохи или о чем-то действительно обоснованном? Почему, собственно?
Рудольф Бультман, например, пишет: «Нельзя пользоваться электричеством и радио и в случае болезни прибегать к помощи современных медицинских и клинических открытий, и в то же время верить в новозаветный мир духов и чудес».
Это не аргументация – в самом деле, каким образом электрификация всей страны опровергает новозаветные рассказы об изгнании бесов? Это апелляция к тому, во что принято верить или не верить в нашей культуре, или, вернее, в том культурном слое, к которому принадлежал Бультман. За пределами этого слоя миллионы «современных людей» верили в превосходство арийской расы, а другие миллионы – в торжество коммунизма во всемирном масштабе. Мифы ХХ века оказались гораздо страшнее, чем мифы первого, а разнообразных бесноватых развелось гораздо больше, чем во времена Нового Завета.
Нередко сомнения апеллируют не к аргументам, а именно к взглядам на мир, характерным для нашей культуры. Взглядам, в которые вписывается диагностика кармы, но никак не вписывается Непорочное Зачатие.
Очень часто сомнения умирают просто при попытке вытащить их из области смутных ощущений в область четко сформулированных аргументов. Поэтому первое, что нужно сделать – это четко сформулировать, в чем именно Вы сомневаетесь.


Сомнения и духовный рост

Однако иногда христианину приходится иметь дело и с вполне внятными аргументами против того, во что он верит. Иногда в такой ситуации возникает почти обида на Бога – почему бы Ему сразу не устранить все сомнения каким-нибудь сверхъестественным образом? Я уверен, Он не делает это с определенной целью. Я бы сравнил это с процессом ковки – надо очень долго стучать по железу, чтобы выбить из него все примеси.
Сомнения играют роль ударов кузнеца, они разбивают шлак, чтобы освободить сталь. Они помогают определиться с тем, во что Вы верите – и почему.

А может, в это действительно не стоит верить?

В то время как Евангелие – истина, некоторые представления христианина вполне могут быть ошибочными; процесс духовно роста включает в себя также избавление от каких-то ошибочных взглядов. Эти представления могут быть нам дороги, они могут связывать нас с нашей общиной, их пересмотр может быть болезненным делом – но нам следует отдавать себе отчет, что речь в данном случае идет не о сомнениях в вере как таковой.
Христианская вера – это определенное отношение к Личности и деяниям Иисуса Христа, о чем было сказано несколько раньше. Для многих людей, однако, на это отношение накладывается еще что-то – определенные представления, которые не коренятся в самом Евангелии, но в сознании «срослись» с ним. Например, во время революции большевики публично вскрывали раки с мощами святых и иногда обнаруживали там истлевшие кости. Это было страшным ударом для некоторых людей и побудило их отойти от Церкви. Однако вера в нетленность мощей никак не является необходимым элементом Евангелия; Писание нигде не обещает, что тела всех благочестивых христиан после смерти не будут истлевать. То, что тела некоторых святых истлели, никак не подрывает ни Евангелия, ни даже веры в их личную святость. Другой пример – случай, о котором я прочел в одной креационистской книге. Автор говорил о неком благочестивом юноше из американских южных баптистов, который попал в университет и был там научен теории эволюции. Поскольку его новые взгляды резко расходились с тем, что ему внушали раньше как богооткровенную истину, он отошел от веры. Однако делать это было вовсе не обязательно. Есть христиане, считающие, что Бог творил, направляя процесс эволюции – отец Александр Мень, например; и отказ от толкования Шестоднева именно как календарной недели совершенно не требует отказа от веры во Христа. Беда в том, что для того молодого человека – как и для автора книги – вера во Христа жестко увязывалась с определенным истолкованием книги Бытия, принятым в его общине. Можно привести пример, смущающий многих православных христиан. Событие, которое мы отмечаем в праздник введения Богородицы во Храм, исторически никак не засвидетельствовано, однако это отнюдь не подрывает веру в то, что Сын Девы – воплощенный Бог.
Во всех этих случаях нам надо просто отделять Евангелие как таковое от наших личных взглядов (или взглядов, распространенных в наших общинах). Наши взгляды вполне могут оказаться ошибочными, и это не ставит под вопрос Евангелие.

Читайте также:  Какая кровь больше всего нужна

Сомнения, порожденные непониманием

Другой тип сомнений может быть связан с недопониманием того, чему же в данном вопросе учит христианство. Этот тип сомнений особенно плодотворен, поскольку побуждает нас разобраться с содержанием нашей веры – во что мы верим и почему. Можем ли мы доказать нашу веру? Остается ли она обоснованной? Что означает и чего не означает вера во всемогущество Бога? Как соотносятся Божественная и человеческая природа Христа? Можно, кончено, сказать «а я заткну уши, подавлю сомнения и буду просто верить», но тогда мы упустим возможность тщательно разобраться и усвоить, в чем состоит (и в чем не состоит) наша вера. Живая вера всегда растет, а отказ отвечать на трудные вопросы – это отказ от роста.

Сомнения, связанные с ложными ожиданиями

Очевидно, что вера приносит многие блага уже в земной жизни, а послушание заповедям избавляет нас от скорбей, вызываемых нашим собственным безрассудным поведением. Многие христиане могут засвидетельствовать – и с радостью делают это – как они освободились от химической зависимости или восстановили отношения с близкими, или порвали с преступным миром и вернулись к честной жизни. Мы должны свидетельствовать об этих прекрасных проявлениях милости Божией. Но мы не должны создавать впечатление, что земная жизнь христиан вообще будет безоблачной. Ни Господь, ни Апостолы этого не обещали. Напротив, как говорит Спаситель, в мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир ( Ин. 16:33 ), а Апостолы учили, что многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие ( Деян. 14:22 ).
Можно быть верным, угодным Богу христианином и терпеть скорби. Апостол Павел – избранный сосуд Христов, чтобы возвещать имя Его перед народами и царями и сынами Израилевыми (см. Деян. 9:15 ) – страдал от тяжкой болезни ( 2Кор. 12:7 ), неблагодарности учеников, жестоких преследований со стороны неверующих иудеев и язычников ( 2Кор. 11 ), многих других трудностей и опасностей – в том числе опасности от «лжебратий».
Такая ересь как «теология процветания» (проповедуемая некоторыми из харизматиков; ее также ошибочно приписывают кальвинистам) обещает здоровье и процветание всем, кто уверует. Уверуйте, и Вы будете все в шоколаде… Что потом вызывает горький вопрос – я уже месяц как уверовал, почему я до сих пор не в шоколаде? (Другой вариант «я пробовал это, и это не работает»).
Сама по себе эта ересь не очень распространена, но само «ожидание шоколада» от обращения встречается нередко. Однако жизнь христианина может оставаться трудной и требующей усилий; христианин может столкнуться с бедностью, болезнью, предательством и несправедливостью.

Люди, которые верят в то, что Бог не допустит им никаких неприятностей в жизни, верят на самом деле в то, чего Бог никогда не обещал. Бог обещал другое – что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу ( Рим. 8:28 ).
На небесах мы будем совершенно счастливы и избавлены от всякой скорби; однако Писание никоим образом не обещает, что наш путь туда будет комфортным.

Сомнения, связанные с разочарованием в людях

Этот тип сомнений, кажется, легче всего опровергнуть, но именно им чаще всего объясняют свое решение люди, покинувшие Церковь. Это сомнения в людях. Я-то верил, что отец Онуфрий ходячий патерик и собеседник ангелов, а вот увидел как он, уронив себе на ногу подсвечник, произнес неблагочестивое слово. Все, конец, вера разрушена. Но была ли это вера в Бога? Нет, это были некие ложные ожидания, связанные с людьми. Даже верные христиане могут проявлять смущающие слабости. Церковь состоит из грешников, между которыми, в силу обоюдной греховности, возникают непонимание и конфликты.
Господь вовсе не обещает, что в Церкви мы будем наслаждаться несмущаемым миром с людьми. В Мф. 18:5 Он говорит о том, как мы должны разрешать конфликты между братьями – то есть Он исходит из того, что такие конфликты будут происходить. Более того, в Церкви могут быть и «делающие беззаконие», которые могут проповедовать от Его имени, хотя Он никогда не знал их ( Мф 7:22 ).
Итак, что же делать, если вы сталкиваетесь с сомнениями? Попробуйте поставить вопрос «для чего мне это попущено? Чему Бог хочет научить меня через эти сомнения?».

«…вера, прошедшая через религиозное сомнение, приобретает крепость несомненности после сомнения: она становится насыщенной удостоверением и приобщается к религиозному покою и религиозному равновесию достигшего духа. Такая вера не страшится ни слова, ни спора, ни критики, ни упрека в «субъективизме», ибо она, пройдя путь предметного искания и нахождения, искусилась и в опыте и «методе». И потому она встречает критику спокойным и благожелательным предложением: «Испытуем же Предмет еще раз совместно!».
Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта

Сомнение есть земной дух от диавола и силы не имеет.
Пастырь Ерма

Кто уверовал в Бога, тот должен не колебаться сомнением, что потерпит лишение во время своего служения. Маловерный же, не имея твердого упования на Бога, осуждается как неверный.
прп. Ефрем Сирин

Сердце, сомневающееся в том, что Бог может даровать просимое, наказывается за сомнение: оно болезненно томится и стесняется от сомнения. Не прогневляй же Вседержавного Бога ни тению сомнения, особенно ты, испытавший на себе Божие всемогущество многое множество раз. Сомнение – хула на Бога, дерзкая ложь сердца, или гнездящегося в сердце духа лжи на Духа истины. Бойся его, как ядовитой змеи, или нет, – что я говорю, пренебрегай им, не обращай на него ни малейшего внимания. Помни, что Бог во время прошения твоего ожидает утвердительного ответа на вопрос, внутренне Им тебе предлагаемый: веруеши ли, яко могу сие сотворити? Да, ты должен из глубины сердца ответить: верую, Господи! [cр. Мф. 9, 28 ] И тогда будет по вере твоей.
св. праведный Иоанн Кронштадтский

Читайте также:  Как перестать употреблять соли

Во время скорбных обстоятельств, когда обступят, окружат сердце помыслы сомнения, малодушия, неудовольствия, ропота, должно принудить себя к частому, неспешному, внимательному повторению слов: слава Богу!
святитель Игнатий (Брянчанинов)

Други разума, не охотно покаряющагося вере! Не преграждайте вере пути к благодати Божией мудрованиями человеческими. Не убивайте в себе истины веры сомнением; не рассекайте ее изысканными и истязательными вопрошениями, холодным раздроблением мертвых понятий.
святитель Филарет Московский

«Быть или не быть — вот в чем вопрос. Достойно ли терпеть безропотно позор судьбы. Иль нужно оказать сопротивленье? Восстать, вооружиться, победить. Или погибнуть, умереть, уснуть?» — такие сомнения мучили Гамлета, героя трагедии Шекспира. Муки сомнений при принятии решения знакомы каждому. И это, действительно, самые настоящие муки, отравляющие нашу жизнь.

Сомневаясь, мы мысленно проигрываем разные варианты развития событий в том или ином случае, советуемся с друзьями и близкими, затрачиваем неимоверное количество душевных сил и энергии, и в конце концов чувствуем опустошение, не позволяющие нам радоваться, даже если результат оправдает ожидания. Как писал итальянский писатель Сильвио Пеллико, «…кто любит копаться в сомнениях, лишает свою душу сил».

Человек, дающий волю сомнениям, в результате вообще утрачивает способность к принятию решения, ведь оно предполагает ответственность, которой вечно сомневающиеся люди стараются избежать. Они предпочитают не высказывать свое мнение, ссылаются на чужое или уходят от ответа.

Но и приказать себе не сомневаться и последовать совету «если раздумываешь, делать или не делать, лучше этого не делать» — тоже не выход. Английский писатель Гилберт К. Честертон иронично заметил, что «сомнений не знают лишь материалисты и сумасшедшие». А австрийский дипломат Ш.-Ж. де Линь по этому поводу сказал: «Есть два рода глупцов: одни не сомневаются ни в чем, другие сомневаются во всем».

Есть еще одна точка зрения на сомнения, согласно которой это большой недостаток, слабость и даже грех. Сомнения служат тормозом на пути человека к развитию и совершенству. Они говорят о слабости его ума, не способного к адекватному анализу, принятию решения и воплощению его в жизнь. «Ум, который сомневается, — бесплодный и неэффективный», «Сомневающегося человека можно назвать заведомо проигравшим», «Сомнения лишают сил, забирают жизненную энергию», «Его гложет червь сомнения» — такие резкие высказывания сопровождают людей, склонным к длительным раздумьям и колебаниям при решении жизненных задач.

Сомнения условно делят на позитивные и негативные. Наличие позитивных понятно и оправданно. Например, у нас есть возможность открыть в своем районе аптеку, но мы сомневаемся, потому что их здесь уже предостаточно. Неверное решение приведет к тому, что вместо ожидаемой прибыли мы получим убытки.

Другое дело, если наши сомнения вызваны неуверенностью в своих силах и низкой самооценкой. Это негативные сомнения, итог которых — отказ от планов, возможности реализовать себя, а может, и от лучшего будущего. Уильям Шекспир называл такие сомнения предателями, потому что: «… они лишают нас и того добра, которое часто мы могли бы приобрести».

Что заставляет нас сомневаться

1. Существует мнение, что сомнение — состояние неопределенности, когда мы колеблемся вынести суждение, принять решение, сделать окончательный выбор — заложено в человеке изначально и тесно связано с инстинктом самосохранения.

Ведь принимая то или иное решение, мы идем на риск. Сомнение нам подсказывает, что что-то идет или может пойти не так. Наш разум не в состоянии охватить все факторы, которые могут изменить течение событий и повлиять на исход дела. Какая-то новая незначительная деталь, внезапно возникшие обстоятельства, которые невозможно предвидеть, могут вмешаться в наши четко спланированные действия и стать причиной больших проблем. Как говорила всем известная Агата Кристи, «Сомнения есть всегда, во всем. Неожиданно может появиться какой-то фактор, который невозможно учесть, и он опрокинет тележку с яблоками».

2. Отсутствие необходимых знаний, умения анализировать, низкая самооценка и неуверенность в своих силах также служат причиной сомнений. Они присущи людям, которые считают себя вечными неудачниками и потому заранее настраивают себя на отрицательный результат. Свои сомнения они объясняют стандартными фразами: «Не с моим счастьем…», «У меня все равно ничего не получится», «Я невезучий».

Их долгие раздумья и колебания, потому что «и хочется, и колется», обычно заканчиваются отступлением без попытки испытать себя. Любопытно, что в негативный исход дела и негативные утверждения люди верят намного охотнее, чем в позитивные.

3. «Что люди подумают? А вдруг они не одобрят?». Человек не может сделать выбор, потому что его раздирают сомнения: он хочет того, что, по его мнению, осудят коллеги, друзья, родители.

Развестись с женой или мужем? Жизнь стала невыносимой, впереди мрак без всякой надежды на улучшение отношений. Впору в петлю. Но как же обязательства, ответственность? Никто не поймет, все отвернутся.

Ошибся в выборе специальности, хочется сменить работу — ты что, дурак? Где тебе еще столько будут платить? На что мы будем жить? Сомнения такого рода настолько изматывают, что человек предпочитает оставить все как есть.

4. Страх выйти из зоны комфорта, опасение потерять больше, чем найти. Жениться или не жениться? Уйти или остаться? Купить или не купить? Нести или бросить?

Если мы задаемся подобными вопросами, значит нас в нашей жизни что-то не устраивает и мы хотим перемен. Но перемены — это неизвестность. Никто не даст нам гарантию, что тот или иной выбор будет лучший и мы впоследствии в нем не раскаемся. В нынешнем же положении неприятно и плохо, зато стабильно и предсказуемо.

Что предпринять, чтобы избавиться от долгих сомнений

1. Плюсы и минусы

Выделить время и записать на бумаге в одну колонку плюсы, а в другую минусы события, которое последует за принятием решения. Пока наши размышления носят абстрактный характер и больше похожи на фантазии, определиться трудно. Записи же стимулируют мышление, способность анализировать аргументы и факты, мыслить практично, приближают к реальности.

2. Поверить в себя

Если колебания связаны со страхом не суметь, не справиться, не оправдать доверие, нужно заняться тренингами по повышению самооценки, воспитанию в себе самоуважения и внутреннего достоинства.

Девизом людей, имеющих привычку пережевывать по сто раз одни и те же мысли, должны стать слова: «Боишься — не делай, делаешь — не бойся, сделал — не сожалей».

Читайте также:  Антиаллергические мази для кожи

3. Утро вечера мудренее

«Ложись-ка спать-почивать; утро вечера мудренее!» — эту фразу мы хорошо помним по детским сказкам. Ее смысл — не нужно на ночь глядя искать выход из затруднительного положения и решать важные проблемы. Усталость и нервное напряжение, накопившееся за день, помешают адекватно оценить ситуацию. Порой то, над чем мы безуспешно бьемся вечером, легко разрешается утром, когда силы восстановлены.

4. Быть позитивным

Постоянно сомневающиеся люди почти всегда жалеют о принятом решении, каким бы оно ни было, и мысленно по нескольку раз проигрывают одну и ту же ситуацию, занимаются самоедством, понапрасну растрачивая свое время, силы и жизненную энергию. А ведь существует мнение, что сомнения преследуют именно тех людей, у которых такой энергии слишком мало.

Но ведь мы же себе не враг? Поэтому живем здесь и сейчас, забываем о прошлом своем и чужом негативном опыте и концентрируемся на позитивном, ищем и наполняем жизнь положительными эмоциями, которые перекроют возможный негатив.

5. Не делать ничего

Если мы не можем определиться с выбором, постараемся на какое-то время забыть о его необходимости. И в один прекрасный день решение придет к нам само — мы вдруг ясно осознаем, чего хотим.

Aa Aa
Ссылка:
BB-код:
HTML-код:

Bat_out_of_hell
Ой, сложно. В целом, наверное, вино. В частном, белый сухой Рислинг.

Sielency
Белый сухой чешский рислинг, красный вермут, водку с гранатовым соком 🙂 А где-то до этого еще было шампанское 🙂

-Emily-
Мне тоже было скучно. До тех пор, как я начала пить. А сейчас я думаю, что делать с моей заснувшей на диване подругой, которую вроде как ждут дома родители 🙂

flamarina
Ой, сложно [2]. Артеров не так много знаю, но учитывая мою любовь к Снейпу мне весьма заходила Мантихора.
Художники? Я в общем и целом за классику, так что пусть будет Караваджо с его томными итальянскими рожами. А если не люди, а природа, то Куинджи. Его луны шикарны.

kотюSик
Пафосная и относительно безболезненная, так что скорее всего яд.

прч цмф шрп збн
Спасибочки. Завтра утром оно точно пригодится.

Илирисса
Хммм)) Есть ли какой-то (какие-то) вид творчества, который тебе бы хотелось попробовать?

Про отношеньки тоже интересно (можешь меня послать если это плохие вопросы): ты сейчас в отношениях? Какая у тебя ориентация? И 5 признаков идеального партнера (отзеркалю вопрос))

-Emily-
Я по восприятию сильный визуал, поэтому очень хочу научится красиво рисовать или хотя бы работать в фотошопе и делать клипы. Последнее я даже начала недавно осваивать, но пока это очень медленно движется, а запрсы у меня к себе ого-го!

Хорошие вопросы, не наговаривай, для того же и флэшмоб 🙂
Насчет отношений: мой партнер, пожалуй, скажет, что да, я скажу — то нет, то да — в зависимости от настроения. В общем, как бы да, но это далековато от моего идеала, поэтому легко может стать нет. Но пока почему-то не становится. То ли привычка, то ли скука, то ли страх одиночества.
Ориентация. Гм, как называется тот случай, когда смотришь на мозги и характер, а пол второстепенен? Вот у меня оно. Если упрощать, то би с некоторым перекосом в гетеро. Влюблялась я чаще в женщин, а возбуждают меня больше мужчины, но это ситуативно.
5 признаков.
1. Я должна считать его/ее умнее меня.
2. Чувство юмора (мне кажется, человек без него меня попросту не вытерпит).
3. Терпение — то же самое, что пункт 2.
4. Отсутствие экзистенциальных страданий. (Это довольно глупо звучит, но у меня был негативный опыт и мне очень не хочется его повторять. Чтобы мой партнер не бегал через день к психотерапевту и напрягал меня тем, что он не знает, в чем смысл жизни, когда я умираю на учебе и двух работах).
5. Мы должны совпадать в основных эмоциональных и физических рекциях, то бишь быть на одной волне в мыслях и сексуальных предпочтениях. Иначе вряд ли что-то выйдет.
Но это все от балды и навскидку, потому что на самом деле я барышня требвательная и мой список много длиннее пяти пунктов 🙂

Илирисса
Прелесть))
В общем-то я тоже подумала, когда писала свой ответ, что надо бы хотя бы 7 признаков :DD Но тоже не хочется каждую мелочь расписывать, просто обычно понятно, твой человек или не твой.
Таки твой первый пункт отличается от моего пятого, я не писала про "умнее меня", я писала об умении делать что-то, что я не умею или знать что-то, что я не знаю. Но я не считаю это "умнее меня" 🙂
Четвертое даааа, вообще конечно важно, чтобы человек был настроен на позитив)

У меня есть более смущающий вопрос, но раз ты боялась (но таки хотела!)): у тебя есть фетиш(и)? И какие они, если есть? Ну или не прям фетиши а просто что-то немного нетипичное из этой серии?

-Emily-
Ну, насчет умнее — это такое собирательное и для твоего пятого, и для некоторых моих личных заморочек. Прям если вот человек однозначно совсем умнее — это скорее сквик. Но вот если он доктор физических наук, а я вся такая скромная биолог. Ну как-то так грубо говоря. Ум же это тоже субъективное. То ли тут речь рб образовании, то ли об эрудиции, то ли о скорости сообродалочки, то ли о багаже знаний. Так что я думаю это ближе к твоему пятому.

-Emily-
Блин, сложно! Эммм. Ну, пожалуй, красивые руки вкупе с мозгами очень возбуждают. Если брать сексуальные ситуации в более узком приближении, то, наверное, я люблю игры в доминирование и принуждение, причем в обе стороны. То есть могу себя представить и сверху и снизу. И в целом. власть возбуждает, во многих ее трактовках. (Желая как можно более полно ответить на вопрос, честно полезла в Гугл и устала на второй странице перечесления всяческих фетишей:) )

Ссылка на основную публикацию
Что такое ресинтез атф
Покоящаяся мышца, подобно другим тканям, для поддержания постоянства своего состава и непрерывного протекания метаболических процессов, требует постоянного обеспечения АТФ. В...
Что содержится в хурме полезного
Полезные свойства и применение хурмы Польза хурмы Хурма как только появляется на наших столах – непременно радует всех своим необычайно...
Что способствует улучшению зрения
В последнее время офтальмологи всего мира бьют тревогу: все больше людей самого разного возраста сталкиваются с проблемами ухудшения зрения. Причем...
Что такое рецепторы и эффекторы
Нервная ткань осуществляет управление всеми процессами в организме. Нервная ткань состоит из нейронов (нервных клеток) и нейроглии (межклеточное вещество). Нервные...
Adblock detector