Феральные люди это

Феральные люди это

Очень многое человек наследует не только от своих далеких живо­тных предков, но и от своих непосредственных предков — родителей и родителей родителей. Человеческое существо, рождаясь более беспо­мощным, нежели детеныши животных, тем не менее гораздо больше подготовлено к усвоению социального опыта. Если бы это было иначе, то вряд ли его удалось бы научить логическому мышлению и символи­ческому языку. Ведь не может же этому обучиться обезьяна, несмотря на все старания ученых.

Степень биологически закрепляемой социальной готовности чело­века очень высока. И все же ее нельзя преувеличивать. Даже если все необходимое для социализации заложено в человеческих генах, тем не менее это лишь потенциальная возможность, лишь задатки, которые требуют для своей реализации определенных условий. Сказанное под­тверждается встречами с так называемыми феральными людьми.

Феральные люди — существа, выросшие в изоляции от людей и вос­питанные в сообществе животных. Термин придумал в XVIII веке шведский ученый Карл Линней. Одичавших, не цивилизовавшихся людей называют еще "маугли" и "детьми джунглей". Из социологов первым изучил их американец Кингсли Дэвис в 1940 году. В Индии бы­ли обнаружены две девочки — восьмилетняя Камала и полуторогодо-валая Амала, воспитанные волками. В 1938 году на ферме в Пенсиль­вании (США) обнаружили пятилетнюю девочку Анну. Все трое имели нормальные биологические предпосылки к успешной социализации, но были изолированы от нормальной социальной среды. У них отсутст­вовали связная речь, мышление, человеческие чувства. Дети, найден­ные в логове зверей, были хорошо приспособлены к передвижению на четырех ногах; притрагиваясь к еде — мясу или молоку — они предва­рительно ее обнюхивали; испытывая жажду, они облизывали зубы; де­ти испытывали сильный страх перед огнем и никогда не смеялись. "Ма­угли" доказали, что оставленный на произвол судьбы человек переста­ет быть человеком. События отдают его во власть природных сил, дрем­лющих в человеке и готовых пробудиться, как только исчезнут куль­турные "оковы". Человеческому детенышу не помогает запас генов, унаследованных от родителей.

Можно ли заключить, что принюхивание к еде, страх перед огнем, облизывание зубовэто проявление "дремлющих при­родных сил" в человеке?

Какие природные качества заложены в человеке, какие инс­тинкты сохранились в нем?

Когда детей-зверенышей возвратили в общество, они смогли усво­ить лишь самые элементарные навыки, овладеть устной речью, состо­ящей из 30 слов. Но и этого не произошло бы, если бы не генное наслед­ство, биологическая предрасположенность к обучению. "Изолянты" так и не научились дружить, улыбаться, абстрактно мыслить, вести бе­седу. В человеческом обществе они прожили не более 10 лет.

Итак, феральные люди — продукт социальной изоляции человека. Социальная среда играет решающую роль в превращении биологиче­ ского существа в общественное. Выделим ключевые термины: Феральные люди Социальная изоляция

Значение детства

Феральные люди не могут стать полноценными членами общества потому, что социализация началась у них слишком поздно. Она пред­ставляет собой такой процесс, который не поддается искусственному управлению либо манипулированию. К 14 годам из талантливого ре­бенка можно сделать вундеркинда, знающего в совершенстве тот или иной предмет. Примеров ускоренного обучения множество. Обнару­живаются случаи раннего взросления людей, особенно если их жизнь была богата событиями: в детстве лишились родителей, рано пошли трудиться, познали лишения, невзгоды судьбы. Тем не менее это еще не социализация. Можно сократить отдельные ее этапы, ускорить их прохождение, но удлинить или сократить процесс социализации в це­лом нельзя.

Как вы думаете, почему?

Социализация должна начинаться в детстве, когда примерно на 70% формируется человеческая личность. Стоит запоздать, как на­чнутся необратимые процессы. В детстве закладывается фундамент со­циализации, и в то же время это самый незащищенный ее этап. Дети, изолированные от общества, в социальном плане погибают, хотя мно­гие взрослые иногда сознательно ищут уединения и самоизоляции на некоторое время, чтобы предаться углубленным размышлениям и со­зерцанию. Даже в тех случаях, когда взрослые попадают в изоляцию помимо своей воли и на длительный срок, они вполне способны духовно и социально не погибнуть. А бывает, преодолевая трудности, они даже и развивают свою личность, познают в себе новые грани. Разве не так было с Робинзоном Крузо?

Таким образом, начальная социализация и продолженная — каче­ственно разные этапы. Социализация — кумулятивный процесс, в хо­де которого накапливаются социальные навыки.

БИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ДЕТСТВА

У животных размножение — важнейшее средство выжить и при­способиться к среде. Чем многочисленнее потомство, тем выше шансы на продолжение рода. Треска мечет до 4 миллионов икринок и потом­ство не охраняет. Колюшка откладывает всего 150 икринок, но самец ревностно следит за потомством. Чем выше уровень развития животно­го, сложнее его морфологическая структура и строение мозга, тем меньше по численности у него потомство и тем бережнее к нему отно­шение. Устрица откладывает до 500 миллионов яиц в год, из них выжи­вает менее десятка. Горилла рождает детеныша один раз в 5 лет. Риск потерять единственного наследника в результате нападения хищника,

нехватки пищи или болезней очень велик. Поэтому за ним приходится тщательно ухаживать: укрывать свое чадо в безопасном месте, пересе­ляться туда, где больше пищи, ухаживать за его шерстью и кожей, при­зывать сородичей на помощь.

У высших животных формируется особое явление — материнст­во, которое у людей получает наивысшее развитие. Из инстинктивного оно становится сознательным. На базе материнства позднее возникает новый феномен — отцовство. У него нет биологических корней. Это целиком социально приобретенное качество. Материнство и отцовство вместе создают еще одно явление — родительство, которое по мере развития общества превращается в специальный социальный инсти­тут.

Появление биологического материнства и техники ухода за детьми радикально повлияло на эволюцию обезьян. Усиленная забота о потом­стве привела к развитию моторных функций и условных рефлексов. Вынашивание детенышей с крупным мозгом потребовало интенсивно­го потребления кислорода и переноса через плаценту значительной энергии. Следствием явилось укрепление скелета и увеличение моз­га 13].

Таким образом, забота и уход за потомством не в меньшей степени повлияли на процесс превращения обезьяны в человека, чем возникно­вение орудий труда и "приручение" огня. Вынашивание потомства — самый ранний этап социализации, который предопределил дальней­ший ход истории человеческого рода. В конечном итоге уход за детьми, постепенно переросший в сложнейшую процедуру воспитания, необ­ходим был взрослым даже в большей мере, чем самим детям. Он суще­ственно повлиял на их интеллектуальное и социальное развитие.

Читайте также:  А причина чтобы встречаться с ней

Попробуйте дальше развить эту мысль: почему уход за детьми больше повлиял на взрослых, в чем конкретно это выразилось? Вам не потребуются специальные знаниятолько историче­ская логика и воображение.

Чем больше увеличивались размеры мозга, тем больше времени требовалось на то, чтобы научиться им пользоваться. Увеличилась про­должительность детства, потомство приходилось обучать тому, что не передалось им от природы: какие травы и плоды можно собирать, а ка­кие нельзя, как нужно спасаться от врагов, как следует охотиться. По­смотрите на кошку или собаку — их никто не обучал разбираться в тра­вах. Эти знания у них носят инстинктивный характер. Но у человека, по мере увеличения мозга, сокращалось количество инстинктов и их

место занимали социально приобретенные навыки. Природное начало сужалось, социальное — расширялось. Оно потребовало особого пери­ода — детства, когда родители обучали потомство азам выживания. Чем выше взбиралось человечество по эволюционной лестнице, тем большее количество знаний приходилось передавать потомкам в про­цессе их обучения, тем большее время для этого требовалось.

В пределах человеческой истории на удлинение детства серьезно влиял переход от одного хозяйственного уклада к другому. Собира­тельство требует наименьшего времени обучения. Переход от потреб­ления пищи к ее хранению увеличил сроки обучения. Переход от соби­рательства к охоте потребовал еще большего увеличения родительско­го вклада в обучение и защиту потомства. Теперь уже успех выжива­ния напрямую зависел от успехов обучения.

Другой фактор удлинения детства — возникновение семьи. Появ­ление моногамии — устойчивого брачного союза самца и самки на пе­риод выращивания хотя бы одного выводка — вызвано было тем, что самка в одиночку не могла сохранить потомство: добывать пищу, охра­нять территорию от врагов, передавать знания. Отсюда произрастает институт отцовства и начинается история социализации в точном смысле слова. Ее нижняя граница — возникновение института отцов­ства и на его основе — формирование института родительства. Завер­шилась история инстинктов, началась история институтов.

Отсюда берет свое начало и общественное разделение труда, так как исторически первая его форма относится не к сфере производства, как мы привыкли думать, а к сфере воспитания потомства. Женщи­на обеспечивает вынашивание плода, выкармливание младенца грудью и психофизиологический уход за ребенком. Отец подключается к воспитанию позже, но обучает детей всей сумме необходимых для жизни в обществе знаний.

Пользуясь только собственным жизненным опытом, наблю­дательностью и умением логически рассуждать, проведите ис­торическую реконструкцию первой формы разделения обще­ственного труда: в чем заключались воспитательные функции отца и матери, какие методы воспитания они использовали, что такое социальные функции отца, за какую сферучувств или разумаотвечала мать, как влияла забота о потомстве на укрепление первобытной семьи?

С переходом от обезьяночеловека к человеку произошло удлинение сразу двух важнейших периодов жизни людей: 1) детства — периода

первичного обучения и социализации, 2) старости — завершающего этапа жизни, периода наиболее эффективной передачи накопленных знаний и опыта.

Итак, биологические предпосылки детства вызревали очень мед­ленно на протяжении эволюции животного мира. Чем выше мы подни­маемся по эволюционной спирали, тем необходимее становится по­требность в специальном периоде обучения и социализации. У челове­ка она наибольшая. Но и в рамках человеческой истории детство про­должает удлиняться и функции его становятся все более значимыми. Выделим ключевые понятия:

Потомство Уход за детьми

Выживание Усложнение мозга

Инстинкт материнства Институт материнства

Удлинение детства Моногамия

Уже говорилось о том, что социализацию часто мыслят как подго­товку детей к жизни в мире взрослых. А чем различаются эти два мира? Столь ли существенны между ними различия? И так ли уж необходима специальная подготовка для перехода из одного в другой?

Дети и взрослые различаются множеством признаков: ростом, фи­зической силой, умственными способностями и умением их с выгодой применять, отношением к опасностям и риску, соотношением рассу­дочных и эмоциональных компонентов, объемом приобретенных зна­ний, способностью учиться на собственных ошибках, умением прини­мать правильные решения в сложных ситуациях, стремлением брать на себя дополнительную ответственность. При желании список можно продолжить (что я вас и попрошу сделать — не поленитесь, это крайне занимательно!).

Тем не менее главного мы с, вами не назвали — выполнение соци­альных ролей. Дети — единственная категория населения, не имею­щая социальных статусов и социальных ролей, если не считать ста­тусов "ребенок", "мужской/женский пол", "сын/дочь", "племянник" и т.п., которые они еще не осмысляют. Поскольку дети не являются про­изводителями материальных благ и не относятся к категории экономи­чески самостоятельного населения, у них не может быть профессио­нальных, экономических, политических и даже религиозных статусов и ролей. Им не знакомо то, что составляет суть этих ролей — круг прав и обязанностей. Они не знают обязанностей инженеров, почтальона, парламентария или прихожанина. Они не знают, что такое социальная

ответственность. Дети обычно недостаточно представляют себе, что та­кое социальные нормы, хотя о многих из них взрослые им рассказыва­ли.

Теоретические и очень приблизительные знания о социальных ро­лях не позволяют заключить, что дети овладели ими или усвоили их. В роли они играют, но не ведут себя в соответствии с требованиями со­циальной роли. У детей только игровое освоение социального мира: мальчишки играют в войну, а девчонки — в дочки-матери. Взрослые никогда не играют в роли, если не считать так называемый игровой ме­тод обучения в бизнесе.

Вспомните свое детство или понаблюдайте за поведением младших родственников и ответьте:

Как изменяются игры детей в роли с возрастом, что появ­ляется нового в 7 или 10 лет?

Какие роли осваиваются детьми вне игровой обстановки, скажем, когда мама посылает в магазин купить продукты? Ка­кие в этом и подобных случаях осваиваются роли взрослых?

Итак, два мира — детский и взрослый — различаются с точки зре­ния социализации. Они находятся на разных концах этого процесса. Главное различие — степень овладения социальными ролями.

Читайте также:  Можно ли отлежать грудь

АГЕНТЫ И ВИДЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ

Беспомощность ребенка, его зависимость от окружения заставляют думать, что процесс социализации проходит при чьей-то посторонней помощи.Так оно и есть. Помощники — это люди и учреждения. Их на­зывают агентами социализации.

Агенты социализации — люди и учреждения, ответственные за обучение культурным нормам и усвоение социальных ролей. К ним от­носят:

Агентов первичной социализации — родителей, братьев и сестер, бабушек и дедушек, близких и дальних родственников, приходящих нянь, друзей семьи, сверстников, учителей, тренеров, врачей, лидеров молодежных группировок;

Агентов вторичной социализации — представителей администра­ции школы, университета, предприятия, армии, полиции, церкви, го­сударства, сотрудников телевидения, радио,печати,партий,суда и т.д.

Поскольку социализация подразделяется на два вида — первичную и вторичную, постольку и агенты социализации делятся на первичных

и вторичных. Первичная социализация касается непосредственного окружения человека и включает прежде всего семью и друзей, а вто­ричная относится к опосредованному, или формальному, окружению и состоит из воздействий учреждений и институтов. Роль первичной со­циализации велика на ранних этапах жизни, а вторичной — на позд­них.

Первичную социализацию осуществляют те, кто связан с вами тес­ными личными отношениями (родители, друзья), а вторичную — те, кто связан формально-деловыми отношениями. Тот же учитель, если между ним и учеником нет доверительно-личных отношений, оказы­вается среди агентов не первичной, а вторичной социализации. Мили­ционер или полицейский всегда выступает в роли вторичного социали-затора.

Агенты вторичной социализации влияют в узком направлении, они выполняют одну-две функции. Школа дает знания, предприятие — средства существования, церковь — духовное общение и т.п. Напро­тив, агенты первичной социализации универсальны, они выполняют множество разных функций: отец исполняет роль добытчика средств существования, опекуна, дисциплинатора, воспитателя, учителя, дру­га. Сверстники выступают в роли партнеров по играм и квазиродите­лей: старшие дети опекают и заботятся о младших.

Являются ли агентами социализации следующие лица (если да, то какой именно и какую функцию они выполняют): 1. Поч­тальон. 2. Надзиратель тюрьмы. 3. Продавец. 4. Диктор те­левидения. 5. Домоуправ.

Итак, социализация бывает первичной и вторичной. В роли агентов социализации выступают люди и учреждения. Выделим ключевые по­нятия:

Первичная социализация Вторичная социализация

Взаимоотношения, складывающиеся между родителями (матерью и отцом) и детьми, являются решающим моментом социализации. Они обнаруживают себя в самый ответственный момент — когда чело­век наиболее восприимчив к добру и злу, когда он наиболее доверите­лен и открыт всему новому, а именно в период младенчества. Вторая характерная черта — взаимоотношения продолжаются всю жизнь и,

Шелудько А.Н, Жданова Ю.К., Павлова Л.А.

Шелудько А.Н, Жданова Ю.К., Павлова Л.А.

ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России,

кафедра философии, психологии и гуманитарных наук

Термин «Homo loko ferus” предложил шведский ученый ХУIII века Карл Линней для обозначения немых существ, выросших в изоляции от людей и воспитанных животными. Сегодня феральные люди или ферусы (от лат. feralis – мертвый, погребенный) – это люди нецивилизованные и социально потерянные для общества. Феральными становятся дети (Feral children), воспитанные животными: волками и медведями, обезьянами и оленями, львами и леопардами, пандами и антилопами, кенгуру и газелями, горными орлами, свиньями и курами, кошками и собаками. Все эти истории, как правило, имеют достоверные подтверждения.

Наиболее ранние и документально зафиксированные случаи обнаружения таких одичавших детей произошли в 1731 году (девочка 9 лет) и в 1797 году (мальчик 12 лет) во Франции и в 1845 году (девочка 4 лет) в Мексике.

Случаи воспитания человеческих детей зверями как приемными родителями или нахождения настоящих “Маугли”, выросших в одиночку в условиях дикой природы, продолжают происходить регулярно. Вот некоторые из них: 1920 г. – Индия, 1938 г. – США, 1962 г. — Туркмения, 1991 г. — Австралия, 2001 г. – Чили, 2014 г. — Казахстан, 2015 г. – Колумбия. Обычно ими оказываются дети, лишенные человеческого окружения. А братья меньшие, с которыми они вынуждены постоянно общаться, фактически спасают им жизнь, обучая своим повадкам и навыкам выживания.

Вместе с тем, наблюдаемый в современном обществе рост нищеты и алкоголизма, наркомании и психических заболеваний, а также отсутствие должной родительской любви и заботы, недобросовестность социальных служб и равнодушие общественности способствуют появлению новых “Маугли“. Это — дети, проживающие в “каменных джунглях”, но искусственно лишенные возможности общения с людьми (близкими и дальними), что и делает данную проблему актуальной.

В исторических документах нет подтверждений того, что маленькие дикари после своего возвращения в человеческое общество успешно адаптируются. Вместе с тем, «городские Маугли», не будучи полностью исключенными из социума, более восприимчивы и приспособлены к обучению и переобучению. Однако такие дети, пережив период длительной социальной изоляции, никогда не станут полноценными членами общества, а навсегда останутся психически и умственно отсталыми.

студент, факультет филологии ОГУ,

доц. кафедры романской филологии и методики преподавания французского языка ОГУ,

Общепризнанный факт, что человеческий младенец зарождается всего лишь как биологический организм. И лишь, с течением времени он становится человеческим существом со своей системой установок и ценностей. Человек достигает этого состояния в ходе процесса, который ученые называют социализацией. Именно в результате этого процесса отдельный индивид превращается в человеческую личность.

Способность человека объединять образ своей деятельности с образами различных социальных взаимодействий служит необходимым условием для реализации социальных связей и соответственно общественной жизни. По пути сознание фиксирует социальную связь в самом индивиде. Эта связь обнаруживается в нем как «сознание», т. е. как разделенное с другими людьми знание о необходимом содействии в воспроизводстве социального процесса. Она же выявляет социальную значимость существования индивида, его поведения, самобытного развития его сил. Сознание человека как особого рода связь с миром носит нелинейный характер. В нем сопрягается различное отношение человека к людям, вещам, природе, подкрепленное раздельным характером деятельности, в которой он и обособлен от людей, и зависит от них.

В самом начале своего жизненного пути человек не имеет собственного «Я». Он просто продолжает жизнь «эмбриона» как частица материнского тела. Даже различение границ собственного тела от всего остального мира становится результатом последовательного изучения ребенком окружающей среды. Так, он открывает для себя, что шум и движение вокруг его кроватки принадлежат иному миру, а не являются частью его собственного тела, как, например, пальцы и руки. Обособление личности сначала от физического мира, а затем и от социального довольно сложный процесс, который продолжается всю жизнь.

Читайте также:  Все что связано с наукой

Открытие «Я» происходит в возрасте трех лет, причем без всяких усилий самосознательного «Я», ибо его еще нет. Не случайно никто из нас не может вспомнить и рассказать, как, каким образом ему пришла в голову мысль говорить о себе «Я». Ведь до момента осознания себя в качестве «Я» человек не был «Я», а потому не было и того, кто взял бы под контроль процедуру «просыпания» «Я» и запомнил бы ее. Сказав, «Я», человек выделил себя уже не только из природы, но и из сообщества других людей. Формирование «Я» — центральный и один из самых сложных вопросов в проблеме сознания, который по сей день обсуждается в философии, психологии, антропологии и других науках. На этот вопрос даются разные ответы:

«Я» — продукт эволюции живой материи, связанной с мозгом;

«Я» — результат социализации человека, которая предполагает общение и коммуникацию;

«Я» — непосредственная данность, о природе которой спрашивать бессмысленно, и т. д.;

«Я» — явленность Духа Святого, а потому «Я» трансцендентально, т. е. то, что выходит за пределы сознания.

В каждом из этих толкований природы «Я» есть своя частица правды, но тем не менее вопрос о природе «Я» остается пока нерешенным.

Личность развивается не просто путем автоматического развертывания природных задатков, доказывает опыт социальной изоляции человеческого индивида. Известны случаи, когда ребенок в детстве был лишен человеческого окружения и рос в среде животных.

Степень биологически закрепляемой социальной готовности человека очень высока. И все же ее нельзя преувеличивать. Однако некоторые ученые полагают, что поскольку все необходимое для социализации заложено в генах, человек остается самим собой, в какую бы среду его не поместили. Но данная теория поставлена под сомнение при открытии феномена так называемых «феральных» людей.

Кто же они «феральные» люди? Это индивиды, выросшие в изоляции от людей и воспитанные в сообществе животных. Вышеуказанный термин придумал в XVIII веке шведский ученый Карл Линней. По-другому этих нецивилизованных людей называют еще «маугли». Самые известные – Амала и Камала, найденные в 1920 г. на севере Индии близ Миднапура. Местные жители рассказали преподобному Джозефу Сингху, в чьем ведении находился сиротский приют, о странных созданиях, которые встречались им в лесу вместе с волками; они их боялись и считали оборотнями. Священник не верил в привидения и черную магию и, устроив засидку, своими глазами увидел одичавших детей. После этого охот-ники раскопали логово, которое отличалось исключительной чистотой, старую волчицу убили, а девочек отловили и устроили в приют. Преподобный Сингх, человек весьма образованный, много занимался с этими детьми и вел дневник, из которого мы много узнали об их жизни. Когда девочек вернули в мир людей, младшей, названной Амалой, было около полутора лет, а старшей, Камале, примерно восемь, и она так одичала, что совершенно забыла все людские обычаи, в том числе и человеческую речь. Примерно через год после поимки девочки одновременно заболели, младшая умерла, а старшая после ее смерти погрузилась в жесточайшую депрессию, но выжила, и доктор Сингх вместе с женой продолжили свои труды по возвращению девочке человеческого облика и ее социализации, надо сказать, не слишком успешные. Если Амала за год пребывания в человеческом обществе стала осваивать человеческую речь, хоть и гораздо медленнее, чем обычные дети ее возраста, то Камала за восемь лет (она умерла в 1929 г.) освоила всего лишь сорок слов. Она привязалась к жене священника, научилась ходить на двух ногах, хотя бегала по-прежнему на четвереньках, приобрела кое-какие гигиенические навыки и даже полюбила одеваться, кое-как общалась с детьми из приюта, хотя предпочитала им детеныша гиены, но полноценным человеком так и не стала. У нее, как и у всех одичавших детей, развился синдром, который позже назвали синдромом Маугли: они погружены в себя, не умеют и не желают общаться с людьми; у них сохраняются звериные привычки, ведут они себя, с человеческой точки зрения, неадекватно. Научить их языку практически невозможно: ведь критический возраст, когда человек может овладеть речью, приходится на период от 2 до 5 лет, а они в этом возрасте изолированы от носителей языка. Это состояние очень напоминает синдром аутизма.

Рассматривая случаи обнаружения «маугли» нельзя не отметить, что это случаи далеко не единичные в нашем, как мы говорим, современном и цивилизованном мире.

Таким образом, изучение восприятия подобными индивидами себя как отдельного существа в окружающем мире показало, что они не имеют собственного «Я», так как у них полностью отсутствует представление о себе как об обособленном, отдельном существе в ряду других подобных им существ. Сам же процесс социализации начинается с самого рождения человека и заканчивается лишь с его смертью.

Социализация должна начинаться в детстве, когда примерно на 70% формируется человеческая личность. Стоит запоздать, как начнутся необратимые процессы. В детстве закладывается фундамент социализации, и в то же время это самый незащищенный ее этап.

Процесс социализации обладает ещё одной уникальной особенностью: он может оборваться на ранних стадиях, по разным причинам, но он не может быть восстановлен ни на каком из последующих этапах «развития» индивида. С утратой способности социализироваться индивид теряет возможность стать личностью и обрести своё место в обществе.

Список литературы:

  1. Касьянов В. В., Нечипуренко В. Н., Самыгин С. И.. Социология. Учебное пособие / Под ред. Касьянова В. В. — Ростов н/Д: издательский центр «МарТ»,2000. — 512 с. 2000
  2. Никандров В.В., Психология, М., "ТК Велби"; "Проспект", 2007 г., с. 396-397
  3. Петровский В.А. Психология неадаптивной активности. — М., 1992, с. 45
Ссылка на основную публикацию
Ушиб среднего пальца на ноге
Ушиб пальца на ноге — часто встречающаяся разновидность бытовых травм. При правильном лечении все неприятные симптомы обычно проходят довольно быстро....
Урок массажа воротниковой зоны
Одно из мест на теле человека, которое не терпит длительных нагрузок и сразу же проявляется болевыми последствиями или осложнениями здоровья...
Уроки бодибилдинга для начинающих
Если вы делаете первые шаги в бодибилдинге, очень важно грамотно подобрать тренировочную программу. В противном случае вас может не только...
Ушиб сустава большого пальца ноги
Люди часто обращаются в больницу с травмами нижних конечностей. Распространенной проблемой считается ушиб большого пальца на ноге. Он вызывает серьезный...
Adblock detector