Фитбол гимнастика для школьников

Фитбол гимнастика для школьников

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Класс: 5.

Цель: стабилизация работы мышц туловища, суставов и позвоночника; развитие культуры здоровья у детей и подростков.

Задачи:

  • Развить двигательные качества; обучить основным двигательным действиям.
  • Совершенствовать технику выполнения упражнений на развитие силы, выносливости, координацию движений и равновесия.
  • Формировать навыки правильного выполнения силовых упражнений.
  • Укрепить мышечный корсет, воспитывать навык правильной осанки.
  • Адаптировать организм к физической нагрузке посредством функционального и интервального тренинга.
  • Нормализовать работу нервной системы; улучшить кровоснабжение позвоночника, суставов и внутренних органов.

Место проведения: кабинет оздоровительной гимнастики.

Время проведения: 11.20 – 12.05.

Инвентарь:

  • коврики для фитнеса;
  • фитболы;
  • мешочки с песком;
  • музыкальный центр;
  • диск с записью музыки;
  • массажные коврики.

Ход занятия

Вводная часть – 10 минут.

Построение, приветствие, сообщение задач.

Разминка.

1. Ходьба по массажным коврикам:

упражнения на дыхание, с различным положением рук.

упражнения на формирование и закрепление навыка правильной осанки с мешочками на голове, с изменением положения рук по сигналу.

2. Суставная гимнастика:

  • комплекс упражнений для верхних конечностей (кисти, локти, плечи)
  • комплекс упражнений для нижних конечностей (стопа, колени, бёдра)

Цель: улучшение кровоснабжения суставов и внутренних органов, устранение венозного застоя;

  • Основная часть – 25 минут.
  • Подготовительный тренинг:

Упражнения: и п. – сидя на фитболе:

Шейный отдел позвоночника

  1. Наклоны головы вперед до касания грудины и назад до касания затылком спины. Темп медленный. (6-8 раз).
  2. Наклоны головы вправо-влево до касания ухом плеча. Темп медленный.(6-8 раз).
  3. Повороты головы направо-налево стараясь заглянуть за плечо. Темп медленный. (6-8 раз).
  4. Маятник: голова опущена, подбородок прижат к груди — движение головы вправо-влево. Темп медленный. (6-8 раз).
  5. Солнечный зайчик отвести голову назад, затылком коснуться спины повороты головы вправо-влево. Темп медленный. (6-8 раз).

Грудной и пояснично-кресцовый отделы позвоночника

  1. Круговые вращения руками вперед и назад. Темп средний. (6-8 раз).
  2. Руки опущены или вытянуты в стороны, наклоны туловища вправо-влево. Темп средний.. (6-8 раз).
  3. Руки вытянуты перед грудью, повороты туловища направо-налево. Темп средний.. (6-8 раз).
  4. "Лестница" – поднимать руки поочередно на пояс, на плечи, вверх, два хлопка руками и обратно поочередно так же (плечи, пояс, два хлопка внизу по мячу). Постепенно темп упражнений можно увеличивать. (6-8 раз).
  5. Ходьба сидя на мяче вперед-назад (не отрывая ягодицы от мяча). Пройти как можно дальше. Спина прямая. (6-8 раз).
  6. Ходьба сидя на мяче вправо-влево (не отрывая ягодицы от мяча). Пройти как можно дальше. Спина прямая. (6-8 раз).
  7. Прыжки на мяче как можно выше отрываясь от пола с хлопками.
  8. Прыжки сидя на мяче вокруг себя (подпрыгиваем, постепенно переставляя ноги и двигаемся по кругу).

Цель: обучение основным двигательным действиям; адаптирование организма к физической нагрузке.

Время выполнения –10 минут.

Функциональный тренинг – это сочетания многосуставных, сложных движений, которые и нагружают мышцы и в необходимой пропорции растягивают сухожилия, укрепляют суставной аппарат, вовлекают в работу большое количество мышечных групп. Функциональный тренинг представляет собой развитие методов силового тренинга.

Цель: увеличение силовой выносливости.

Время выполнения – 10 минут.

Нагрузка средняя – пульс для 11-12 лет – от 123 до 146 ударов в минуту (60-70% от max). Это фитнес-зона.

Комплекс “Фитбол-гимнастика” чередование динамических и статических упражнений.

Выполняется в положении сидя на мяче, стоя, лёжа на мяче (на спине и животе), лёжа на коврике (на спине и животе).

Упражнения стоя:

  1. Стоя, мяч в руках. Поднимание прямых рук с мячом вверх-вниз (6-8 раз)
  2. Стоя, мяч в руках. Повороты туловища вправо-влево (руки с мячом на уровне груди) (6-8 раз)
  3. "Маятник". Руки с мячом справа сверху, опускаем их вниз и поднимаем влево вверх (6-8 раз)
  4. Ходьба по кругу, держа мяч над головой (руки прямые). Можно ходить по кругу, а можно "змейкой", постепенно, то увеличивая, то уменьшая темп. (Ходьба по кругу на месте). (6-8 раз)
  5. Отбивание мяча одной рукой, двумя и поочередно на месте и в движении. (6-8 раз)
  6. Бросание мяча вверх и ловля его. Также упражнение можно выполнять в парах. (6-8 раз)
  7. Катание мяча друг другу. (6-8 раз)
  8. Стоя на одной ноге, вторая на мяче. Удержание равновесия. Ноги прямые. Руки в стороны (6-8 раз)
  9. Стоя на одной ноге, вторая на мяче. Катание мяча вперед-назад и (или) вправо-влево. (6-8 раз)
  10. Стоя на одной ноге, вторая на мяче. Приседания 5 раз. Руки в стороны. Ноги в коленях прямые (6-8 раз)
  11. Стоя, ноги на ширине плеч, руки касаются мяча. Прокатывание мяча вперед и назад, не отрывая ноги от пола (колени прямые). Нужно прокатить мяч как можно дальше. (6-8 раз)

Упражнения, сидя на мяче:

  1. Перекаты с носочков на пятки. Руки в стороны. (6-8 раз)
  2. Сидя на мяче (пятки и голень как можно ближе к мячу), ноги оторвать от пола и удерживать равновесие как можно дольше. Руки в стороны (6-8 раз)
  3. Ходьба вперед, не отрывая ягодицы от пола, постепенно опуская спину на мяч. Лежа на мяче удерживать равновесие (руки в стороны), затем постепенно поднимаясь идти назад (6-8 раз)

Упражнения лежа на спине:

  1. Лежа на спине мяч под ногами. Катание мяча, вперед-назад сгибая и выпрямляя ноги (6-8 раз)
  2. Лежа на спине мяч под ногами. Поднимание и опускание ног поочередно. Ноги прямые. (6-8 раз)
  3. Лежа на спине, мяч обхватить ногами с двух сторон. Поднимание и опускание прямых ног с мячом. Руками можно держаться за коврик. (6-8 раз)
  4. Лежа на спине мяч под ногами, руками держаться за пол. Поднимание и опускание таза. (6-8 раз)
  5. Лежа на спине мяч под согнутыми в коленях ногами, руки вытянуты за головой — потянуться руками к коленям(6-8 раз).

Упражнения лежа на животе:

  1. Лежа на животе руки впереди с мячом. Поднимание и опускание туловища (по возможности подниматься как можно выше). Можно удерживать положение наверху несколько секунд. (6-8 раз)

Упражнения лёжа на мяче, на животе:

  1. "Качалочка". Стоя на коленях, перекат на мяче вперед на прямые руки и вернуться обратно на колени. (6-8 раз)
  2. Лёжа на животе, на мяче, руками упереться в пол, ноги прямые не касаются пола. Туловище параллельно полу. Удерживать равновесие несколько секунд. (6-8 раз)
  3. Лёжа на животе, на мяче, руками упереться в пол, сгибать и выпрямлять ноги поочередно и одновременно. Ноги не касаются пола. (6-8 раз)
  4. Лёжа на животе, на мяче, ходьба на прямых руках вперед и назад. Ноги прямые параллельно полу. (6-8 раз)
  5. "Самолёт". Лёжа на животе, прямыми ногами упереться в пол, спину поднять как можно выше, руки в стороны. Удерживать позу несколько секунд. (6-8 раз)
  6. Лёжа на животе, на мяче, руками упереться в пол, поочерёдное движение ногами вправо-влево — “ножницы”. (6-8 раз)
  7. Лёжа на животе, на мяче, руками упереться в пол, поочерёдное движение ногами вверх-вниз “ плавание”. (6-8 раз)
  8. Лёжа на животе, на мяче, руками упереться в пол, движение ногами одновременно вверх-вниз “ дельфин”. (6-8 раз)

Упражнения лёжа на спине, на мяче:

"Звёздочка". Лёжа на спине, на мяче, упереться прямыми ногами в пол, руки в стороны. Удерживать положение несколько секунд. (6-8 раз)

Перекаты на спине вперед-назад. Лёжа на спине, на мяче, упереться прямыми ногами в пол, руки в стороны. Выполнять сгибание и разгибание ног. (6-8 раз)

"Мостик" на мяче выполняется с помощью педагога, который поддерживает и страхует ребёнка. Во время выполнения упражнения нужно оттолкнуться ногами от пола, выполнить перекат назад на мяче и поставить руки на пол. Вначале можно выполнять только перекаты на руки и обратно, отталкиваясь от пола то руками, то ногами. (6-8 раз)

Лежа на спине, ноги вместе, руки вверх, (мяч или гантели в руках)

1–2 – наклон вперед, мяч к ногам;3-4 – и.п. (6-8 раз)

Лежа на спине, ноги вместе, руки за головой. Сгибание и разгибание сводя и разводя локти. (6-8 раз)

Скручивания на мяче вправо и влево. (6-8 раз)

Интервальный тренинг – это чередование интервалов с высокой и низкой интенсивностью физической нагрузки. Эти интервалы могут быть измерены многими различными способами, периодами времени, расстояний или частоты пульса.

Читайте также:  Бег вечером польза для мужчин

Выполняется в положении лёжа на спине, на коврике ноги на мяче. Время выполнения – 5 минут.

Нагрузка — средневысокая, пульс 70-80% от max, от 144 до 170 ударов в минуту. Это аэробная зона.

Мышцы спины (лежа на спине, ноги подняты вверх). (6-8 раз)

Исходное положение: ноги согнуты в коленях, голени удобно лежат на мяче, задняя поверхность бедер касается мяча.

Упражнение: покатать фитнес-мяч вправо и влево, ноги по-прежнему лежат на мяче.

Внимание: после возвращения в исходное положение, удостоверьтесь, что вся поверхность спины лежит на полу (не прогибайтесь в пояснице).

Мышцы ног, укрепление внутренних мышц таза. (6-8 раз)

Исходное положение: согните ноги в коленях, положите подошвы ног на мяч

Упражнение: упритесь ногами в мяч, приподнимите таз, скругляя спину, до уровня лопаток. Затем медленно опускайте таз, по-прежнему округлив спину и укладывая ее на полу позвонок за позвонком.

Внимание: мяч должен оставаться неподвижным.

Вариант упражнения: выполняйте это упражнение, сгибая коленные суставы под различным углом. Подошвы ног всегда должны упираться в мяч.

Укрепление мышц ног и стоп, стабилизация корпуса, тренировка равновесия . (6-8 раз)

Исходное положение: положите руки на пол, ладони смотрят вниз. Ноги вытянуты, подошвы ног упираются в мяч.

Упражнение: поднимите таз, скругляя спину, поднимите ее вверх до уровня лопаток, напрягите мышцы бедер и ягодиц.

Вариант упражнения: поочередно поднимайте ноги вверх.

Внимание: мяч должен оставаться неподвижным.

Растяжка и укрепление мышц задней поверхности бедер, укрепление ягодиц, мышц пресса и тазового дна. (6-8 раз)

Исходное положение: одна пятка лежит на мяче, другая нога вытянута вверх к потолку.

Упражнение: упираясь пяткой в мяч, приподнимите таз вверх, скругляя спину, до уровня лопаток. Затем опуститесь в исходное положение, когда вся поверхность спины лежит на полу.

Вариант 1: когда ваше тело поднято над полом, двигайте мяч вперед и назад при помощи пятки ноги.

Вариант 2: опустите поднятую ногу за головой, коснувшись пальцами ноги пола. Затем снова поднимите ее вверх к потолку

Заключительная часть (заминка) – 10 минут.

Упражнения на растягивание и релаксацию.

Цель – предотвращение мышечных болей, улучшение гибкости, увеличение обменных процессов в мышцах.

Упражнения выполнять с задержкой поз до 5 сек. Дыхание не задерживать, медленно переходить от одного упражнения к другому.

В заключительной части выполняются дыхательные упражнения: стоя, сидя на мяче, лёжа на мяче и подвижные игры с фитболом.

Упражнения, лёжа на 2 мячах, на груди и животе:

Медленные перекаты на мячах, двигаясь обеими руками — маленький мяч под грудью; большой под животом;

Упражнения, лёжа на 2 мячах, спине

Перекаты на 2 мячах с растяжкой — большой мяч под головой; маленький под поясничным отделом позвоночника;

Примерные дыхательные упражнения

И.п.: сидя или лёжа на спине на фитболе. Руки в стороны — медленный, на счёт 1-2-3-4 вдох. Быстро обхватим себя руками — медленный на счёт 1-2-3-4 выдох.(6-8 раз).

И.п.: сидя или лёжа на спине на фитболе (глаза лучше закрыть). Сделать медленный вдох через нос, пауза (кто, сколько сможет), затем плавный выдох через нос (6-8 раз).

Подышите одной ноздрёй

И.п.: сидя или лёжа на спине на фитболе туловище выпрямлено, но не напряжено. Правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки. Левой ноздрей сделать тихий продолжительный вдох. Открыть правую ноздрю, а левую закрыть указательным пальцем левой руки, через правую ноздрю сделать тихий выдох (6-8 раз).

И.п.: лежа, сидя, туловище расслаблено. Сделать полный вдох, выпячивая живот и грудную клетку; задержать дыхание на 3-4 секунды; сквозь зажатые губы с силой выпустить воздух несколькими отрывистыми выдохами.

"Радуга, обними меня"

И.п.: сидя на мяче. Сделать полный вдох носом с разведением рук в стороны; задержать дыхание на 3-4 с; растягивая губы в улыбке, произносить звук "с", выдыхая воздух и втягивая в себя живот. Руки сначала вперед, затем скрестить перед грудью, как бы обнимая плечи (3-4 раза).

Примерные подвижные игры с фитболом

Дети садятся на фитболы друг за другом и первый ребёнок или педагог исполняет роль машиниста. Он "везёт" ребят по залу в разных направлениях. Дети, подпрыгивая, передвигаются друг за другом, подталкивая свой мяч руками

Дети садятся на фитболы друг за другом и представляют, что руки – это ножки гусеницы, которая лежит на спине. Первому ребенку дают в руки фитбол и он, прогнувшись назад, передаёт мяч следующему ребенку. Когда мяч дойдет до последнего игрока его начинают передавать обратно

"Быстрый и ловкий"

Фитболы (на один меньше чем детей) лежат по кругу. Под весёлую мелодию дети ходят вокруг мячей. Как только прекратится музыка, нужно быстро сесть на мяч. Кому не хватило мяча, выбывает из игры. Один мяч убирается, и игра продолжается, так происходит до тех пор, пока не останется один игрок (победитель).

Также можно использовать и другие подвижные игры, в которых возможно применение фитболов.

Подведение итогов в построении. Переход в раздевалку.

В эпоху планшетов и интеллектуального развития особо остро стоит тема физической нагрузки детей. А ведь именно в дошкольном периоде закладываются основы здоровья, правильного физического развития, происходит становление двигательных способностей, формируется интерес к физической культуре и спорту , а также воспитываются личностные качества и творческие способности. В детских садах в настоящий момент помимо традиционных методик физического развития, используются и нетрадиционные подходы. К числу последних относится фитбол-гимнастика – гимнастические занятия на фитбол-мяче.

Появился этот чудо-мяч в 1960-х годах в рамках профилактического спорта. Почему чудо? Потому что в начале своего пути он использовался в целях лечения церебрального паралича и других заболеваний опорно-двигательного аппарата сотрудниками медицинских учреждений Европы. Сейчас его применяют в домашних условиях, фитнес-центрах, детских развивающих студиях.

Популярен мяч благодаря своему оздоровительному эффекту. Ряд отечественных авторов, изучающих влияние фитбол-гимнастики на организм, пришли к выводу, что она развивает вестибулярный аппарат, улучшает координацию, стабилизирует равновесие, а также активизирует обмен веществ. Воздействуя на позвоночник, суставы и межпозвонковые диски, мяч оказывает свое профилактически-лечебное свойство.

Упражнения с фитболами позволяют:

  • учиться правильно сидеть на фитболах;
  • учиться покачиваться и подпрыгивать на фитболах;
  • научиться выполнять упражнения в разных исходных положениях;
  • укреплять различные группы мышц;
  • формировать и закреплять навык правильной осанки;
  • тренировать способность удерживать равновесие;
  • учиться выполнять упражнение в паре со сверстниками, танцевальные движения;
  • побуждать детей к проявлению самостоятельности, творчества, активности.

Заниматься фитбол-гимнастикой можно даже с детьми до года, а вообще полезно иметь такой мяч дома и не бояться проводить занятия самостоятельно, ведь специального медицинского образования для этого не требуется. Однако есть свод «золотых правил», которые надо знать:

  • угол, сформированный туловищем и ногами в положении сидя, должен быть больший, чем 90°;
  • на занятиях необходимо использовать устойчивые, правильно надутые мячи;
  • необходимо регулярно проверять осанку, особенно «S-образную» форму спины и правильность посадки;
  • ноги занимающего должны всегда находиться в контакте с полом, тело (рука или ягодицы) должно постоянно поддерживаться мячом;
  • необходимо постоянно контролировать физическое усилие и, главное, наслаждаться занятием;
  • избегайте использовать мяч, размер которого слишком мал для ребенка — это может стать причиной неправильной осанки и даже вызвать боль;
  • недостаточно надутый мяч приводит к неправильной посадке «в подвешенном состоянии»;
  • необходимо избегать внезапных, неуправляемых движений мышцами. «Обе ноги постоянно и одновременно должны касаться пола на протяжении всей тренировки с мячом»;
  • при работе с мячом качество должно преобладать над количеством.

Также не стоит забывать и элементарных вещей, как то: в помещении, где проводятся занятия, не должно быть острых предметов, одежда и обувь (заниматься можно и босиком) должны быть такими, чтобы не сковывать движения ребенка, помещение должно быть хорошо проветрено.

Как проводить занятия?

Дети – существа активные, неусидчивые и даже яркие фитбол-мячи не всегда могут повлиять на их желание все бросить и начать заниматься. Желательно для начала рассказать детям о фитбол-мяче, можно в игровой форме познакомиться с ним. Затем необходимо научить правильной посадке на мяч и приемам страховки. Также неплохо будет разучить основные исходные движения с мячом (броски, ловля, удары об пол, упражнения в парах с перекатыванием и перебрасыванием мяча).

Время проведения одного занятия с детьми 5-6 лет – 30-35 минут, с детьми помладше хватит 15-20 минут. Как и в любом виде физической активности, в фитбол-гимнастике есть три основных части:

  • вводная часть или разминка, в задачи которой входит развитие всех видов внимания, восприятия и памяти, ориентировки в пространстве на материале основных движений;
  • основная часть – собственно сами упражнения на мяче;
  • заключительная часть – подвижная игра и релаксация.
Читайте также:  Кефир и апельсин

Чтобы ребенок полюбил занятия, и они шли ему во благо, они должны быть интересные, эмоционально и музыкально насыщенные. Добиться этого несложно: музыку подбираем ритмичную, цвета мячей – яркие. Кстати, различные цвета по-разному воздействуют на психическое состояние и физиологические функции человека.

Теплый цвет (красный и оранжевый) – повышают активность отдела вегетативной нервной системы, стимулируют, тонизируют иммунитет, укрепляют память, зрение, придают бодрость, улучшают цвет кожи.

Холодный цвет (синий, голубой и фиолетовый) – нормализуют сердечную деятельность, ухудшают скоростно-силовые качества.

Желтый и зеленый цвет – нормализуют сердечную деятельность и ЦНС, стабилизируют артериальное давление, расслабляют, снимают напряжение, помогают при заболеваниях позвоночника, обмена веществ.

Более того, существует такое замечательное явление, описанное в пособии «Двигательный игротренинг для дошкольников», как фитбол-сказки.

Сказкотерапия – самый древний психологический и педагогический прием. Многие считают, что она адресована только детям, однако охватываемый ее возрастной диапазон не имеет границ. Именно обращение к сказке позволяет вспомнить о простых истинах, заново открыть их, создать духовный ресурс противостояния злу. Фитбол-сказки могут быть самостоятельным занятием, использоваться в качестве «бодрящей гимнастики» после дневного сна, в свободной деятельности в группе дети могут повторять и воспроизводить сказку. В каждой сказке есть схемы упражнений (так называемые мнемотаблицы), показывая которые детям можно рассказывать сказку с одновременным выполнением упражнений. Двигательная сказкотерапия представлена различными простыми в исполнении сюжетами. Сами сказки адаптированы под разные возрастные группы и возможности детей.

В ваших руках сделать ребенка крепким, физически и эмоционально развитым! Фитбол-гимнастика один из наиболее приятных способов для достижения этой цели.

Как звери филина лечили

Задумал однажды филин узнать, кто ему в лесу друг, а кто враг. Лег он в своем гнезде, голову свесил и заохал, будто заболел очень. Шел мимо медведь, услышал, как филин на весь лес охает (медведь).

– Что с тобой, филин? – спрашивает. – Чего так стонешь?

– Да вот, заболел я, умираю, – отвечает филин.

– Погоди умирать, – говорит медведь, – я тебя сейчас вылечу, – и ушел.

А филин еще громче стонет. Услышал его заяц. Испугался сначала, а потом к дереву подошел – надо же узнать, что случилось! (зайчик)

– Эй, филин, что случилось-то? – спрашивает.

– Ох, заболел я совсем. Наверное, умру скоро, – говорит филин.

– Нет, филин, нет! Подожди немного, я сейчас! – и убежал. «Ну вот, – думает филин, – все меня покинули, а еще друзья называются!» И заохал пуще прежнего от обиды. Даже змея его услышала, задрала голову, посмотрела сочувственно и уползла (змея). А тут лоси мимо скакали. Остановились они под деревом, слушают, как филин охает. Опустили головы, задумались. Потом тихонько посоветовались и в разные стороны поскакали, только пыль за ними поднялась (лошадка). А филин знай себе охает.

Даже летучую мышь разбудил, которая обычно днем спит. Прилетела она к филину в гнездо, стала расспрашивать (летучая мышь). Сидит летучая мышь в гнезде у филина, утешает его:

– Только ты мне друг, – говорит филин, – а все остальные меня бросили.

Вдруг слышат они: хворост на тропинке трещит. Глянул филин, а это медведь ему целую корзинку орехов приволок (орешек).

– Лечись, – говорит, – Филя, ешь орехи, в них сила твоя.

Все звери в лесу уже слышали про болезнь филина, заспешили к нему, несут, кто что может. Прибежала лисичка: «Меня змея к тебе послала. Сама-то медленно ползает, да и старая очень. Вот и велела сухой малины тебе принести. Пей чай малиновый, Филя, он очень помогает». А сама хвостом вертит – не терпится ей поскорее филина вылечить (лисичка).

Тут и зайчик подоспел, морковку принес:

– Ешь, Филя, в ней витаминов много! – А сам так и подпрыгивает, смотрит, как филин морковку будет грызть.

Следом за ним лоси примчались, ящерицу на себе привезли с другого конца леса, чтобы она больного осмотрела. Она уже старая была, но все звери у нее лечились. Подняла ящерица хвостик, больного поприветствовала (ящерица), а потом корешок лечебный дала.

Даже маленький паучок к филину прибежал и стал его мухой угощать (паучок). И понял филин, как много у него настоящих друзей в лесу. И даже стыдно ему стало, что столько зверей он побеспокоил. А звери устроили на поляне настоящий пир в честь выздоровления филина.

Мнемотаблица

Музыкально-ритмический комплекс «Веселые путешественники»

Слова С. Михалкова

Музыка М. Старокадомского

Мы едем, едем, едем
В далекие края,
Хорошие соседи,
Счастливые друзья.
Мы солнышком согреты,
Мы вместе все живем,
И песенку об этом
Мы петь не устаем.
Стоя, правая рука на мяче, – обход вокруг мяча по часовой стрелке.

Стоя, левая рука на мяче, – обход вокруг мяча против часовой стрелки.

Припев:

Красота! Красота!
Мы везем
с собой кота,
Чижика,
Собаку,

Сидя на мяче, руки на поясе, делать притопы ногами в ритм слов. Энергично отвести в сторону левую руку и ногу, затем приставить. То же сделать вправо.

Сидя на мяче, наклон вперед, прямые руки завести за спину («птичка клюет»).

Петьку-
Забияку,
Обезьяну,
Попугая –
Вот компания какая!
Вот компания какая! Спина прямая, руки согнуты в локтях, кисти перед грудью («лапки»).

Руки согнуты в локтях, кисти к плечам, топнуть правой ногой, поднимая и опуская локти.

Топнуть левой ногой. Широко развести ноги и руки в стороны. Руки к плечам, ноги вместе.

Выставить на пятку правую ногу, правую руку вперед ладошкой вверх: то же выполнить левой. В том же ритме правую ногу и правую руку на пояс: то же левой.

Когда живется дружно,
Что может лучше быть?
И ссориться не нужно,
И можно всех любить, Ходьба с высоким подниманием бедра, руки с мячом вытянуты перед собой. Ходьба продолжается, руки подняты над головой. А если нас увидит
Иль встретит кто-нибудь,
Друзей он не обидит,
Он скажет: «Добрый путь!» Обход мяча в полуприседе, придерживая мяч правой рукой (по часовой стрелке). Обход мяча в полуприседе, придерживая мяч левой рукой (против часовой стрелки). Припев Мы выйдем из вагона
На солнечный перрон,
И музыка с перрона
Ворвется к нам в вагон.
Мы ехали, мы пели
И с песенкой смешной
Все вместе, как сумели,
Приехали домой. Ходьба на носках, руки с мячом вытянуты вперед.

Мяч над головой, ходьба на носках.

Прокатывание мяча вперед и назад. Повторить прокатывание.

Муниципальное бюджетное учреждение

Дом детского творчества г.Ворсма

«Упражнения на фитболах»

(предназначена для детей 6-8 лет)

Автор: Голышева К.С. — методист МБУ ДО ДДТ г.Ворсма

Данная методическая разработка предназначена для педагогов дополнительного образования, учителей физической культуры реализующих внеурочную деятельность младших школьников.

В методической разработке дано описание комплекса упражнений с использованием мяча-фитбола с подробными рекомендациями по технике выполнения.

Основная часть 6

Ключевые понятия 12

Список использованных источников 13

Большие гимнастические мячи – фитболы появились совсем недавно, но, тем не менее успели стать для детей – любимой игрушкой, а для педагогов – средством развивающее-оздоровительной работы.

Фитбол зародился еще в 60-х годах. Тогда на итальянских фабриках выпускались резиновые мячи, которые были предназначены для детских игр. Но хозяйка Школы физиотерапии в Швейцарии доктор Сьюзан Кляйн-Фогельбах создала целую программу упражнений с этим снарядом.

После этого в западных странах фитбол получил название «Swiss ball». Его начали использовать не только как гимнастический снаряд в спорте, но и в других областях жизни. Например, в офисах он служит вместо кресла. Для этого мяч закрепляется на специальном стуле. А дома его применяют для relax-терапии, чтобы снять напряжение в конце тяжелого рабочего дня. Кроме этого резист-бол-аэробика очень полезна.

Мячи-фитболы обладают специфическим воздействием на опорно-двигательный, связочный аппараты и на механизм равновесия, т.к. имеют упругую, неустойчивую поверхность. Активная динамическая позиция занимающихся мобилизирует структуры позвоночника, мышцы груди и живота в формировании осанки. В упражнениях прорабатываются сенсомоторные координации (зрительно-, ритмо-, тактильно-моторные). Немаловажную роль имеет эмоциональный фактор: мяч – это игрушка, он подвижен, он взаимодействует с ребенком.

Читайте также:  Техника прыжка в баскетболе

Цель разработки: освоение техники выполнения упражнений с фитболами из различных исходных положений.

— сформировать ценностное отношение к элементам спортивно оздоровительной деятельности;

— способствовать развитию вестибулярного аппарата, двигательного стереотипа, сенсомоторной координации;

— способствовать укреплению мышечного корсета и формированию правильной осанки;

— сформировать навыки сотрудничества, коммуникабельности;

-познакомить со свойствами мяча-фитбола;

— научить правильно выполнять основные физические упражнения на фитболах.

Для организации занятия по данной теме необходимы мячи-фитболы на каждого учащегося. Мяч должен соответствовать возрасту ребенка. Для детей 6-8 лет необходим мяч диаметром 55 см.

Место для проведения занятия – спортивный зал, либо зеркальный зал для танцев/аэробики.

В качестве музыкального сопровождения можно использовать ритмичную музыку (упр.1 – 14), для упр.15 – 16 – спокойную, релаксирующую музыку.

Упр.1. И.п. – стоя на полу, наклон вперед, мяч перед ребенком, руки на мяче;

Нажимать ладошками на мяч;

Упр.2. И.п. – стоя на полу, наклон вперед, мяч перед ребенком, руки на мяче;

Прокатывать мяч вперед и назад

Рекомендации: при выполнении упражнений 1 и 2 ноги и руки обучающегося должны быть прямые, спина расслаблена, слегка прогнута, упор на мяч. Нажимая на мяч, прокатывая его вперед и назад ребенок старается симметрично напрячь мышцы обеих половин тела. Работают мышцы спины и рук.

Педагогу необходимо следить, чтобы ребенок не напрягал спину, держал ее ровно, не прогибал поясницу. Взаимодействуя с мячом в данных упражнениях, ребенок чувствует объем мяча, его форму, свойства. Педагогу нужно обратить внимание ребенка на свойства мяча, задать вопрос: «Какой мяч?», примерные ответы детей: «Круглый, большой, упругий».

Упр.3 И.п. – стоя на полу на коленях, мяч перед ребенком, руки на мяче;

Перекатывать мяч вправо и влево

Дозировка: 2 раза в каждую сторону

Рекомендации: педагогу необходимо следить, чтобы ребенок, возвращаясь в и.п. выпрямлял спину. При выполнении данного упражнения вытягиваются мышцы спины.

Упр.4. И.п. – стоя на полу на коленях, мяч перед ребенком, руки на мяче;

Прокатывать мяч руками вокруг себя

Дозировка: 2 раза в каждую сторону

Рекомендации: на протяжении всего движения ребенок должен контактировать пальцами рук с мячом.

При выполнении данного упражнения в работу включаются мышцы спины, боковой поверхности тела, брюшного пресса.

Упр.5. И.п. – присед, колени разведены, мяч перед ребенком, руками держать мяч;

Встать, вращая мяч пальцами от себя, потянуться вверх.

Приседая и вращая мяч, опустить его на пол

Рекомендации: в и.п. спина должна быть прямая, стопы плотно прижаты к полу. Поднимая и опуская мяч, провожать его взглядом, это помогает ориентироваться в пространстве.

Упр.6. И.п. – сидя на мяче, ноги на полу, согнуты в коленях.

Прокатывать мяч вперед и назад.

Рекомендации: при посадке на мяч угол между голенью и коленом должен составлять 90 градусов, таз слегка наклонен вперед. При правильном положении сидя на мяче поясничный отдел позвоночника разгружен.

Упражнения в положении сидя на мяче направлены на укрепление связочно-мышечного аппарата всех отделов позвоночника, формированию поясничного лордоза.

Упр.7. И.п. – сидя на мяче, ноги на полу, согнуты в коленях.

Прокатывать мяч вправо и влево.

Упр.8. И.п. – сидя на мяче, ноги на полу, согнуты в коленях, руки на бедрах.

Выполнять вращательные движения бедрами вправо и влево.

Дозировка: по 4 раза в каждом направлении

Рекомендации: упражнение способствует формированию мышечного корсета, укреплению ягодичных мышц, развитию координации занимающегося.

Упр.9. И.п. – сидя на мяче, ноги на полу, согнуты в коленях, руками придерживать мяч.

Слегка подпрыгивая на мяче, хлопок руками через стороны над головой, затем руки через стороны вниз, хлопок ладошками по мячу.

Рекомендации: ноги всей стопой стоят на полу, не отрываясь от него. Педагогу необходимо следить, чтобы ребенок поднимал руки четко через стороны, локти прямые, опуская руки, движения должны быть скоординированы, мышцы напряжены.

Упр.10. И.п. – сидя на мяче, ноги на полу, согнуты в коленях.

Развести руки в стороны и максимально назад – глубокий вдох. Обнять себя руками – выдох.

Рекомендации: вдох — глубокий через нос, выдох – через рот. Движения руками на вдохе плавные, на выдохе – резкие, как бы «бросая» расслабленные руки. Спина должна быть ровная, смотреть прямо перед собой.

Дыхательные упражнения способствуют развитию грудной клетки, вентиляции легких.

Упр.11. И.п. – сидя на мяче, ноги на полу, согнуты в коленях, руки вниз.

Перекат из положения сидя в положение лежа на спине.

Рекомендации: перекатиться на мяче переступая вперед, с ягодиц на поясницу, опуститься до лопаток. Ноги должны быть напряжены.

Упражнение направленно на укрепление мышц ног, спины, ягодиц и на растяжение мышц живота и грудных мышц. Оно способствует развитию умения регулировать свои действия, координировать движения.

Упр.12. И.п. – лежа на спине на мяче, мяч под лопатками, ноги врозь, руки в стороны.

Повернуться вправо, перекатиться на правый бок, правой рукой коснуться пола, левую вверх. Вернуться в и.п.

То же, поворачиваясь влево.

Дозировка: по 2 раза в каждую сторону.

Рекомендации: необходимо следить, чтобы ребенок при выполнении упражнения голову держал прямо, движения выполнял плавно и точно.

Данное упражнение создает благоприятные условия для формирования изгибов позвоночника, наилучшего овладения своим телом, ориентации в пространстве. Увеличивается подвижность тазовых костей, укрепляются мышцы спины, ног.

Упр.13. И.п. – лежа на мяче на животе, руки на полу.

Шагать руками вперед, перекатываясь по мячу с живота на ноги.

Рекомендации: конечности должны быть прямые, напряжены, спина прямая, ноги вместе.

Упражнение способствует укреплению мышц спины, рук, ног, а также массированию живота.

Упр.14. И.п. – лежа на спине на полу, руки вдоль тела, ноги на мяче.

Приподнять таз. Вернуться в и.п.

Рекомендации: приподниматься, упираясь пятками в мяч. Время удержания таза поднятым – 3-4 с.

Упражнение направленно на укрепление мышц ног, спины, живота, на развитие равновесия.

Упр.15. И.п. – лежа на мяче на животе, обхватить мяч руками, колени на полу, обхватывая мяч, носки упираются в пол, голову опустить

Выполнять брюшное дыхание

Рекомендации: мышцы расслаблены. Дыхание выполнять глубокое, ровное, надувая живот, толкая им мяч.

Упражнение способствует растягиванию мышц задней поверхности тела, развитию равновесия. Дыхание с сопротивлением упругой опоре мяча укрепляют мышцы живота, снимают напряжение с поясничного отдела, пояснично-подвздошной мышцы.

Упр.16. И.п. – лежа на мяче на спине, ноги врозь, руки за головой.

Выполнять брюшное дыхание.

Рекомендации: ноги напряжены, дыхание, как в предыдущем упражнении.

Стараясь удержать равновесие, ребенок неосознанно вовлекает в работу самые глубокие мышцы и связки. Брюшное дыхание укрепляет дыхательные мышцы, способствует формированию правильных изгибов позвоночника, увеличению экскурсии грудной клетки.

На основе переставленных в методической разработке упражнений, можно строить новые комбинации. Описанные исходные положения можно разнообразить движениями рук и ног, наклонами вправо и влево, поворотами вокруг продольной оси и т.д.

Используя нетрадиционные формы занятий по физическому развитию можно заинтересовать даже равнодушных к данному виду деятельности детей. Упражнения на фитболах помимо развивающего, оздоравливающего эффекта, подарят массу положительных эмоций.

И.п. – исходное положение.

Брюшное дыхание – дыхание, при выполнении которого грудная клетка остается неподвижной, а только живот производит волнообразные движения и освобождает нижнюю часть легких.

Выполнение: С выдохом втянуть стенку живота, за тем медленно сделать вдох при ослабленной диафрагме через нос. Брюшная стенка выпячивается наружу и нижняя часть легких наполняется воздухом. Выдыхая, сильно подтянуть брюшную стенку, выдыхать воздух носом.

Поясничный лордоз – изгиб позвоночника, обращенный выпуклостью вперёд. Физиологический лордоз формируется в шейном и поясничном отделах позвоночника на первом году жизни.

Мышечный корсет – это комплекс мышечных тканей, отвечающих за стабильное положение позвоночника, таза и бедер.

Список использованных источников

Занозина А.Е., Гришанина С.Э. Перспективное планирование физкультурных занятий с детьми 6-7 лет. – М.:Линка-Пресс, 2008.

Здоровьеформирующее физическое развитие: Развивающие двигательные программы для детей 5-6 лет: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. ВЛАДОС, 2001.

Ссылка на основную публикацию
Физические упражнения для шеи
Наша шея - очень уязвимая и важная часть нашего тела. Она связывает головной мозг и тело, через неё проходят все...
Ушиб среднего пальца на ноге
Ушиб пальца на ноге — часто встречающаяся разновидность бытовых травм. При правильном лечении все неприятные симптомы обычно проходят довольно быстро....
Ушиб сустава большого пальца ноги
Люди часто обращаются в больницу с травмами нижних конечностей. Распространенной проблемой считается ушиб большого пальца на ноге. Он вызывает серьезный...
Физические упражнения кегеля
Одна из трех современных женщин страдает от деликатных проблем, связанных с ослабевшими мышцами тазового дна. Отсюда - недержание мочи при...
Adblock detector