Методы спортивной психологии

Методы спортивной психологии

Характеризуя методы спортивной психологии в самом общем виде, надо отметить следующее:

  • * в спортивной психологии могут быть использованы и используются методы общей, социальной, возрастной, педагогической психологии при условии обеспечения связи исследовательской процедуры со спортивной деятельностью. Чаще всего эта связь достигается включением результатов психологического тестирования в критерии отбора, предварительной беседой психолога или тренера о задачах психодиагностики, а также улучшением спортивных достижений, изменением отношений в команде в результате психологической подготовки;
  • * в исследованиях по спортивной психологии, в свою очередь, создано немало интересных методик, которые с успехом могут быть использованы в аналогичных исследованиях по общей, социальной, возрастной и педагогической психологии;
  • * многие из числа методик спортивной психологии не только служат целям психодиагностики, но и позволяют вести тренинг тех психических функций, которые диагностируются с их помощью;
  • * в технических видах спорта разработано немало тренажеров, достаточно полно имитирующих условия соревновательных действий, это моделирование создает дополнительные предпосылки аналитического исследования психики спортсменов, поскольку тренажер может быть дополнен приборами для измерения различных параметров психики;
  • * как правило, при качественной характеристике результатов психологических измерений для спортсменов требуются специальные оценочные шкалы, которые часто существенно отличаются от шкал не спортсменов;
  • * почти всегда в исследованиях по спортивной психологии применяется несколько методик, некий комплекс, который позволяет создать своеобразный психологический профиль спортсмена или команды и выявить характер взаимодействия психических показателей;
  • * очень многие психологи спорта стремились и стремятся выявить зависимость спортивного результата от тех или иных психических показателей; при этом наметился определенный круг «популярных», эмпирически валидных методик.

Принято различать следующие группы методик психологических измерений в спорте:

  • * методы исследования психических процессов;
  • * методы исследования особенностей личности; среди них можно назвать личностные опросники, проективные методики, метод конструктов и др.;
  • * методы исследования психических состояний;
  • * психофизиологические методы исследования функциональных состояний;
  • * методы изучения межличностных отношений и групповой деятельности;
  • * методы оценки и измерения надежности и устойчивости соревновательной деятельности.

Знание особенностей психики и методик их измерения как спортсменом, так и тренером способствует решению ряда важнейших проблем спортивной деятельности: находить наиболее эффективные пути педагогического воздействия, реализовать имеющиеся резервы возможностей психики, прогнозировать успешность соревновательной деятельности, создавать оптимальный психологический климат в команде, проводить психопрофилактику, использовать психологические показатели при комплексном отборе и комплектовании сборных команд, разрабатывать пси-хоспортограммы. В результате многолетней исследовательской и практической деятельности психологов спорта можно с полным основанием говорить о возникновении особого научного направления: психологического обеспечения спортивной деятельности.

Психология физического воспитания и спорта – это та область психологической науки, которая изучает закономерности проявления, развития и формирования психики человека в специфических условиях физического воспитания и спорта под влиянием учебной, учебно-тренировочной и соревновательной деятельности. Указанные закономерности являются объектом исследования данной науки. Они соотносятся с представлением об области действительности, которую следует рассмотреть. Специфичность условий, существующих при занятиях физической культурой и спортом, определяется предметом деятельности как способа видения объекта исследования. Им является человек, сознательно овладевающий движениями своего тела, умениями целенаправленно перемещать его во времени и пространстве с помощью собственных усилий. С этой целью человек развивает физические качества, совершенствует психические процессы, состояния и качества личности. Он учится управлять собой в различных социальных условиях спортивной деятельности (содействие, противодействие), формирует общие и специальные умения и навыки, необходимые для успешной реализации физической и психической активности в условиях собственной жизнедеятельности.

Читайте также:  Сколько тушить фарш из индейки

2 Задачи психологии физической культуры и спорта

Задачи определены проблемными областями, которые рассматривает данная отрасль психологической науки. проблемные отрасли и их основные задачи: 1Личность спортсмена: а) изучение психологических основ формирования личности в спортивной деятельности; б) формирование специальных свойств личности (свойств личности, которые способствуют достижению высоких результатов в конкретном вид спорта (например, инициативности в спортивных играх, смелости в прыжках с парашютом), в) изучение особенностей личности спортсмена высокого класса. 2Спортивная деятельность: а) изучение общих вопросов спортивной деятельности (целей, мотивов, способов и результатов); б) разработка психопрограммы (изучение требований, которые предъявляет вид спорта к психике спортсмена);в) разработка психологических основ тренировочной и соревновательной деятельности для повышения ее эффективности. 3Психологическая подготовка: а) разработка системы психологической подготовки во всех видах спорта; б) разработка и описание методов регуляции и саморегуляции в спорте; в) создание экспресс — методик для изучения личности и деятельности спортсменов. 4Психология спортивных групп: а) изучение особенностей функционирования больших и малых групп и их воздействия на спортсмена; б) изучение совместимости в спорте; в) изучение взаимоотношений в системе «тренер- спортсмен, спортсмен- спортсмен». 5Физическое воспитание: а) изучение психологических основ формирования личности посредством физического воспитания; б) изучение психологических особенностей формирования здорового образа жизни; в) изучение специфики деятельности учителя физической культуры.

3.Методы психологии спорта и физ воспитания.

Методы, используемые в психологии спорта для изучения психологических особенностей спортсменов, тренеров, спортивных команд, такие же, как и в общей психологии. Их разделяют на четыре группы: организационные, эмпирические, количественно-качественного анализа. 1Организационные методы определяют стратегию исследования и включают в себя сравнительный (включая сравнительно-возрастной или метод поперечных срезов) и лонгитюдинальный. а)Сравнительный метод используется для изучения психологических различий между спортсменами различных видов спорта, игровых амплуа, пола, квалификации, специфики тренировочного процесса и других факторов. б)Лонгитюдинальный метод используется с целью длительного (в течение нескольких месяцев и лет) прослеживания психического и психомоторного развития одного и того же спортсмена или группы спортсменов. 2Эмпирические методы весьма разнообразны и включают в себя объективное наблюдение, самонаблюдение, экспериментальный метод и психодиагностику: а)Объективное наблюдение имеет целью изучение различных поведенческих, эмоциональных проявлений спортсменов в естественных условиях их деятельности (на тренировках, соревнованиях, сборах). Наблюдение должно проводиться по заранее составленным плану и схеме. Оно должно быть систематическим, что обеспечит относительно полный сбор материала по интересующему вопросу. б)Самонаблюдение является способом самопознания и используется спортсменами при анализе своих состояний, поступков, техники выполняемых движений с целью совершенствования. Самонаблюдению характерна систематичность, результаты необходимо фиксировать в дневнике. в)Экспериментальный метод имеет две разновидности – лабораторный (проводится в специальных помещениях, оборудованных сигнализационными и регистрационными приборами и аппаратами (рефлексометром, кинематометром) и естественный (полевой) эксперименты (организуется в естественных условиях (на тренировке, соревнованиях) и имеет две разновидности – констатирующий и формирующий, аппаратура используется). г)Психодиагностические методы направлены на выявление склонностей, отдельных способностей и одаренности спортсмена в целом, имеющихся у него типологических особенностей свойств нервной системы и темперамента, свойств личности, диагностики состояний (предсоревновательных, соревновательных и послесоревновательных), изменения психологических параметров после нагрузок. Методы могут использоваться для: отбора кандидатов в команды, выбора адекватного для данного спортсмена вида деятельности и игрового амплуа, а также стиля деятельности. 3Методы количественно-качественного анализа используются для математико-статистической обработки полученных в исследовании данных и содержательного их анализа.

Читайте также:  Кроссовый бег виды

Спорт — особый вид деятельности, сопряженный с повышенными нагрузками. Профессиональные занятия спортом требуют регулярного снятия ментального напряжения, правильной мотивации, постоянного личностного совершенствования.

Психология спорта — отрасль психологии, разрабатывающая диагностические, методологические, терапевтические и профилактические методы работы со спортсменами. Она направлена на формирование мотивации достижения и создание правильной эмоциональной среды, наиболее подходящей конкретному спортсмену.

Зарождение спортивной психологии как науки началось в первой половине 20 века. Впервые термин «психология спорта» использовал Пьер де Кубертен — учредитель современного олимпийского движения. Вплоть до начала Первой мировой войны изучению психологии спортсменов практически не уделялось внимания.

Спортивные дисциплины развивались слабо, их не рассматривали, как специфический вид деятельности. Изучением отдельных видов физкультуры занимались только на базе спортивных институтов, но исследования возможностей спортсменов не были приоритетной задачей ведущих государств.

Ситуация изменилась после Второй мировой войны. Переживая экономический, демографический, социальный спад, страны соревновались, стремясь доказать преимущество своего политического курса. Спорт становится приоритетным направлением экономики во многих странах. Победа национальной команды на международных соревнованиях рассматривается, как возможность для страны изменить свое положение на политической арене. Начиная со второй половины 20 века, Международные конгрессы по психологии спорта регулярно проводятся в Европе и Америке. Ведущие психоаналитики стремятся изучать психологию спортсменов с целью разработки лучших методик тренировки.

Особенности

Предмет изучения спортивной психологии — личностные особенности человека, пребывающего в условиях специфической деятельности. Спорт рассматривается как отдельный вид деятельности, приближенный к условиям экстремального выживания.

Спортивная деятельность требует задействования потенциала, находящегося на пределе возможностей.

Экстремальной спортивную деятельность делают специфические факторы, относящиеся ко всем видам спорта:

  • усиленные физические, психические нагрузки;
  • жесткие условия отбора;
  • высокая конкуренция;
  • соревновательный элемент внутри команды;
  • особая социальная ситуация;
  • напряженная предсоревновательная подготовка;
  • психологические, социальные последствия поражений.

Современный спорт — отражение модели общества. Взаимосвязь механизмов, регулирующих жизнь социальных групп, отражается в поведении спортсменов. Знание механизмов и применение основанных на них методик позволяет значительно повысить результаты, усовершенствовать систему подготовки, минимизировать риски при отборе кандидатов в команду.

Роль психологии в спорте

Психологическое сопровождение состоит из диагностики, прогностики и воздействия. Задача спортивного психолога, работающего с профессиональной командой, включает:

  1. Исследование психологических особенностей спортсменов.
  2. Создание банка данных, состоящего из диагностического и терапевтического материала.
  3. Составление прогноза деятельности, потенциальных путей развития.
  4. Формирование психологической установки спортсмена, способствующей преодолению трудностей тренировочного процесса.
  5. Помощь новым игрокам в период адаптации.
  6. Разработка и проведение корректирующих мероприятий.
  7. Повышение уровня психологической культуры спортсменов.
  8. Оказание консультативной, диагностической, терапевтической и других видов психологической помощи.
  9. Разработка средств снятия психологического напряжения.

Психолог, работая с командой, принимает участие в разработке программы тренировок, отборе игроков на отдельные позиции, создании тренировочной стратегии. Использование психодиагностических методик и индивидуальных приемов психотерапии максимально раскрыть потенциал спортсмена с учетом особенностей личности.

Цель и задачи спортивного психолога

Под основной целью спортивной психологии понимают изучение деятельности, особенностей личности игроков, разработку методик тренировки, профилактику психологических травм и выгорания, создание установки на победу.

Достижение цели становится возможным при выполнении определенных задач:

  1. Изучения методов влияния на психику спортсмена. Психолог определяет набор личностных качеств для достижения успеха в выбранной дисциплине. Проводит индивидуальную диагностику особенностей характера, определяет наличие необходимых навыков. Оценивает программу тренировок, наличие адекватных бытовых условий. После ряда тестов и исследований эксперт делает заключение, по которому можно судить о пригодности спортсмена.
  2. Создания комфортных условий, повышающих общую эффективность. Совместно с тренером психолог моделирует тренировочную ситуацию, приближенную к условиям настоящего соревнования. Наблюдение за поведением игроков дает возможность оценить реакцию каждого члена команды, выбрать выигрышную позицию для игроков, усилить слабые моменты, предугадать возможные сценарии поражения.
  3. Разработки индивидуальных методик подготовки. Результаты наблюдений и других диагностических методов используются психологом для создания методов предсоревновательной подготовки, помогающей справиться со стрессами и стабилизировать психическое состояние.
  4. Разработки профилактических методов. Профилактическое направление в психологии спорта необходимо для предотвращения риска переутомления, снижения уровня травматизма, предупреждения профессиональной деформации личности.
  5. Изучения особенностей психологического климата коллектива. Для сохранения психологического здоровья игроков, участвующих в командных состязаниях, психологи изучают методы межличностного общения игроков и тренера, выявляют мотивы деятельности, определяют роли и типы поведения человека в команде.
Читайте также:  Animal flex подделка как отличить

От работы психолога с командой зависит адекватное распределение ролей, разработка успешной стратегии тренировок, раскрытие максимального спортивного потенциала команды.

Особенности психологии победителя

Ключевая задача спортивного психолога — формирование у игрока психологии победителя. Поскольку личностные характеристики индивидуальны, применение одного метода ко всем игрокам невозможно. Сложность работы с командой состоит в подборе подходящего средства психической регуляции, ментального тренинга, направленного на усиление необходимых качеств разных игроков.

Ментальный тренинг включает вербальные методы воздействия, влияющие на психические процессы. Это комплексный метод, помогающий контролировать психофизиологические и поведенческие реакции.

Методика формирования психологии победителя предполагает разделение тренинга на 3 программы:

  1. Основная — подготавливает спортсмена к условиям соревнований в повседневной жизни.
  2. Установочная — используется в процессе основной программы тренировок.
  3. Предсоревновательная — происходит перед самим соревнованием.

Основные методы воздействия, используемые в программе тренинга — визуализация и вербальные установки. Психолог проводит индивидуальные и групповые занятия, на которых спортсменам демонстрируют мотивирующие видео, дают прослушать специальные записи, направленные на развитие общей мотивации.

Психология командной игры

В психологии спортсменов важное значение имеет подготовка сплоченной команды. Игрок должен уметь ставить интересы команды выше собственных стремлений, уметь работать в связке с другими игроками, четко выполнять установки тренера.

Воспитание командного духа требует:

  • положительного воздействия на волевую направленность команды;
  • оптимизации внутренних взаимоотношений между игроками;
  • планомерной психологической подготовки перед началом соревнований.

Подготовка команды состоит из следующих методов:

  • оценки психологического состояния спортсменов, отобранных в одну команду;
  • психодиагностики отдельных особенностей личности новых игроков;
  • составления прогноза вариантов поведения игроков в команде;
  • ментальной тренировки, направленной на развитие чувства принадлежности к группе;
  • мотивации на достижение общего результата;
  • снятие возникающего напряжения в процессе совместной деятельности;
  • психологической адаптации, до, во время и после проведения соревнований.

Психологическая подготовка команды реализуется посредством участия в воспитательной работе всех участников тренировочного процесса.

Современная спортивная психология

Особенность современного спорта — отражение современных тенденций развития общества. Постоянное возрастание нагрузок делает невозможным минимизацию стресса, сопровождающего спортсмена. Это приводит к развитию различных нарушений, психологических травм и дистресса — комплексного состояния тревоги, когнитивных искажений, демотивации. Задача психологической службы, сопровождающей современный спорт — минимизация дискомфорта, вызванного чувством тревоги, активация механизмов психологической защиты.

Детальнее о спортивной психологии и точках соприкосновения двух этих, казалось бы совершенно различных, понятий в видео-ролике:

Ссылка на основную публикацию
Меню подростка на день таблица
Здравствуйте, дорогие читатели. Как нужно наладить питание подростков 14 лет? И почему именно этот период подростковой жизни нам интересен? Наверняка,...
Магнитное одеяло физиопроцедура
Десять вопросов о Лечебном одеяле ОЛМ-1 Лечебное одеяло - современная немедикаментозная технология восстановительной медицины, причем, несмотря на свою сложность, само...
Мелаксен или мелатонин что лучше
Инструкция по применению Мелаксен назначается для восстановления сна и нормализации циркадианных ритмов. Это лекарственное средство из группы адаптогенов. Правильное использование...
Метод равномерного упражнения
РАВНОМЕРНЫЙ метод характеризуется однократной непрерывной работой умеренной интенсивности. Колебания скорости допустимы в пределах – 3 - 5% от средней. Частота...
Adblock detector