Упражнения для активного отдыха

Упражнения для активного отдыха

Физические упражнения как средство активного отдыха
Научные данные свидетельствуют об огромной пользе занятий физическими упражнениями для людей, труд которых связан с мыслительными процессами при повышенных нервно-эмоциональных нагрузках. Устойчивость и адекватность таких показателей, как память, внимание, скорость передачи информации через зрительный анализатор и другие, во многом зависят от уровня физической тренированности организма.
Повышение умственной работоспособности оператора, студента и других лиц умственного труда основано на физиологических механизмах, совершенствующихся при повышении физической работоспособности, главным из которых является оптимизация синхронизирующих влияний физической нагрузки на умственную деятельность и функциональное состояние головного мозга.
Вынужденное ограничение двигательной активности при длительной умственной деятельности сокращает поток импульсов к двигательным центрам коры головного мозга, что снижает возбудимость нервных центров и, следовательно, умственную работоспособность.
Импульсы, посылаемые из рецепторов мышц и сухожилий, — это своеобразные раздражители, стимулирующие деятельность мозга. Следовательно, важно и хорошее состояние мускулатуры, которая помогает нервной системе справляться с интеллектуальными нагрузками.
Для поддержания продуктивного умственного труда крайне необходимы ежедневные прогулки в течение 1 ч на свежем воздухе, самостоятельные занятия физической культурой три раза в неделю по 1-1,5 ч.
Основное назначение физических упражнений, которые используются в процессе труда, — снижение профессионального утомления. Оказывая благотворное влияние на организм тработающего, физические упражнения регулируют мозговое и периферическое кровообращения. Мышечные движения вызывают огромное количество нервных импульсов, которые обогащают мозг массой информации, способствующей развитию устойчивого хорошего настроения.
Важно учитывать виды труда, которые отличаются высокой степенью физической нагрузки и большим нервно-психическим напряжением (это профессии педагога, врача, инженера, диспетчера, ученого, оператора, специалистов, обслуживающих пульты управления, технологического оборудования, компьютерной техники).

Оглавление книги открыть закрыть

1. Без имени
2. Основные термины и понятия физической культуры
3. Физическая культура как часть культуры личности студента
4. Физическая культура как средство сохранения и укрепления здоровья студентов
5. Цель и задачи физической культуры
6. Распределение студентов по учебным отделениям
7. Основные средства общей и специальной физической подготовки для студентов основного и подготовительного отделений
7.1 Современные оздоровительные системы
8. Основные средства общей и корригирующей физической подготовки для студентов специального учебного отделения
9. Зачетные требования, предъявляемые к студентам основного, подготовительного и спортивного отделений
10. Контрольные тесты для оценки физической подготовленности
11. Физическая культура как учебная дисциплина
12. Основы здорового образа жизни
13. Профилактика вредных привычек.
14. Оздоровительно-профилактическая роль физических упражнений
15. Принципы и сущность педагогических средств физического воспитания
16. Средства и методы восстановления организма
17. Методы развития физических качеств. Структура мышечных волокон
18. Сила как физическое качество
19. Гибкость как физическое качество
20. Быстрота как физическое качество
21. Ловкость как физическое качество
22. Физиологические механизмы воспитания выносливости
23. Методы самоконтроля
24. Оценка общего уровня соматического здоровья студентов
25. Современные оздоровительные системы и основы контроля физического состояния организма
26. Диагностика состояния организма. Врачебный, педаго­гический контроль и самоконтроль. Оценка физического развития и физической подготовленности.
27. Физическая культура и спорт как общественной явление
28. Принципы энергообеспечения организма человека при мышечной работе
29. Утомление и восстановление
30. Энергообеспечение сердца при мышечной работе
31. Значение физической активности для профилактики заболеваний
32. Физические упражнения как средство активного отдыха
33. Физические упражнения производственной гимнастики
34. Формы производственной гимнастики
35. Гигиеническая гимнастика как оздоровительное средство в режиме дня
36. Оценка тренированности сердечнососудистой системы
37. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов (ППФП)
38. Классификация физических упражнений
39. Понятие, сущность, структура и содержание профессионально-прикладной физической подготовки
40. Рабочие нагрузки и состояние позвоночника
41. Средства укрепления поясничного отдела позвоночника
42. Средства укрепления шейного отдела позвоночника
43. Упражнения для снижения утомления при умственной деятельности
44. Формы и средства физического воспитания детей
45. Возрастные периоды и гетерохронность развития детей
46. Основные задачи физического воспитания детей
47. Становление различных форм движений и физическое воспитание детей преддошкольного возраста
48. Анатомо-физиологические особенности и физическое воспитание детей дошкольного возраста
49. Особенности физического воспитания младших школьников
50. Средства физического воспитания учащихся 1-4-х классов
51. Анатомо-физиологические особенности и физическое воспитание детей среднего и старшего школьного возраста
52. Средства физической культуры учащихся 5-9-х классов
53. Инновационные технологии оздоровительно-развивающей направленности, рекомендуемые для занятий физической культурой
54. Физическая культура в научной организации труда
55. Физическая активность основа жизнедеятельности организма человека
56. Возрастные изменения в организме человека в процессе старения. Классификация периодов жизни взрослого человека.
57. Использование средств физической культуры на этапах возрастного развития взрослого человека
58. Характеристика основных форм двигательных режимов для занятий физической культурой людьми зрелого и старших возрастов
59. Проблема ожирения в современном мире
60. Изменения в костной ткани (остеопороз)
61. Показания и противопоказания к выполнению физических упражнений
61.1 Примерная тематика рефератов для студентов ЛФК и СМГ

Читайте также:  Тренируем ноги и ягодицы

« назад Оглавление вперед »
31. Значение физической активности для профилактики заболеваний &#0171 | &#0187 33. Физические упражнения производственной гимнастики

Страницы работы

Фрагмент текста работы

комплексы обычно выполняются с широкой амплитудой движений, достаточно энергично.

Следует знать, что более значительный положительный эффект достигается лишь при многократном выполнении разных по содержанию физкультминуток в течение рабочего дня.

Например, через 2 часа работы устали кисти; еще через час – хочется размять плечи, спину; еще через час появилась резь в глазах – надо дать им отдых; во второй половине рабочего дня после обеда надо «стряхнуть» сонливое состояние, к концу дня затекли и онемели ноги – хочется размять их. И в каждом случае вы можете самостоятельно использовать специальные ФМ, которые помогут избавиться от этих неприятных ощущений.

Когда и какие упражнения выполнять

Для грамотного овладения формой активного отдыха человек должен хорошо разбираться, что и когда ему лучше применять из арсенала средств восстановления. Для более целенаправленного воздействия все применяемые средства условно подразделены на 3 группы:

средства, способствующие повышению возбудимости ЦНС и активизации анализаторных систем:

– умывание и обтирание лица, головы и шеи холодной водой, растирание ушных раковин;

– физические упражнения динамического и изометрического характера, упражнения типа потягивания;

средства, способствующие снижению возбудимости ЦНС и анализаторных систем, снятию резко выраженных нервноэмоциональных состояний:

– произвольные мышечные расслабления, пассивный отдых с закрытыми глазами, сочетающийся с простейшими формулами аутотренинга;

– приемы с глубоким ритмичным дыханием, удлиненным выдохом, значительные мышечные напряжения, дающие «двигательную разрядку» стрессовым состояниям;

средства, способствующие нормализации мозгового и периферического кровообращения:

– различные движения плечевыми суставами и головой;

– упражнения дыхательные, на потягивания, движения ногами и нижней частью туловища;

– ходьба на месте, подъемы на носки;

– элементы и приемы самомассажа отдельных частей и участков тела.

Достаточно воспользоваться средствами той или иной группы, чтобы улучшить самочувствие, снизить чувство усталости, уменьшить головную боль и резь в глазах.

Физкультурная минутка, снимающая утомление плечевого пояса

Упражнения в положении сидя

1. И. п. – сидя на стуле, прогнитесь несколько раз. Вдохните, глубоко и резко выдохните. Затем поднимите руки вверх и медленно потянитесь за ними, делая вдох и выпрямляя пальцы. Затем расслабьтесь и опустите руки вниз – выдох. Повторите 68 раз.

2. И. п. – сидя на стуле, поставьте кисти рук на плечевые суставы, делайте круговые движения в плечевых суставах вперед, затем назад. Повторите по 68 раз в каждую сторону.

3. Медленно сжимайте и разжимайте пальцы в кулак. Повторяйте упражнение в течение 3060 секунд.

4. И. п. – сидя, руки на поясе. Приподнимите пятки, опираясь на носки, на вдохе отведите локти как можно дальше назад, расправив грудь. На выдохе опуститесь на всю стопу, локти активно вперед – выдох. Повторите 68 раз.

5. И. п. – сидя, руки расслабленно внизу. Максимально поднимите плечевые суставы вверх (шею как бы втяните в себя) и сделайте вдох. Затем резко с выдохом опустите плечи вниз. Повторите 68 раз.

6. И. п. – сидя упор руками о сиденье с боков. На вдохе, выпрямляя руки, приподнять слегка ноги, попытаться оторвать таз от сиденья, вернуться в и.п. – выдох. Повторите 3–4 раза. Затем руки опустить, расслабить плечи, выпрямить спину, руки встряхнуть.

Читайте также:  Корригирующая гимнастика википедия

Соблюдение правил при длительном сидении

Когда мы сидим, то подвергаем тазовую область напряжению еще большему, чем в положении стоя, особенно если сидим долго в одном и том же положении и без перерывов.

Сидячая поза – это малоподвижность суставов, усталость в пояснице, опущенные плечи, вытянутая вперед шея, впалость груди. Все это искажает осанку, замедляет кровообращение и способствует появлению сердечных заболеваний. Если вы не можете сократить часы, проводим за столом, то, чтобы избежать застоя в мышцах и суставах, устранить отрицательные последствия, включайте в свой рабочий день какое-то движение и выполняйте следующие правила.

• Сидеть «правильно»: отрегулируйте высоту стула так, чтобы колени располагались горизонтально или чуть ниже бедер. Обеспечьте естественный прогиб поясницы с помощью спинки стула;

Организация занятий активного отдыха начинается прежде всего с подготовки помещений. Для этого необхо­димо открыть форточки или окна и тщательно проветрить помещение. Учащиеся могут выполнять упражнения в по­ложении сидя и стоя за партой, а также стоя между партами или чередуя различные исходные положения.

Сигнал к началу проведения упражнения дает учитель. Если он объявляет: «Физкультминутка» — школьники пре­кращают свои занятия и готовятся к выполнению упраж­нений. В какой момент проводить на уроке физкультми­нутку, в каждом отдельном случае решает учитель. Как пра­вило, это делается во второй половине урока после завершения какого-нибудь задания. В первом и втором классах физкультминутки проводят 3—4 раза в день, лучше на каждом уроке между 15-й и 20-й минутами. В третьем классе она проводится 2—3 раза в день после 20 минут ра­боты, начиная со второго урока. В четвертом классе обычно бывает достаточно проводить такие упражнения 2 раза в, день на последних двух уроках. Для более старшего возраста это физкультурное мероприятие проводится по мере необходимости.

Со второй половины учебной недели во время уроков рекомендуется проводить физкультпаузы. Их необходимо выполнять и в режиме работы групп продленного дня после 30-й и 40-й минут выполнения домашних заданий, а также дома при подготовке к урокам следующего дня.

Физкультминутки и физкультпаузы не должны мешать ведению урока, у учащихся выполняемые упражнения не должны вызывать утомления или возбуждения. В то же время такие упражнения увлекают детей, вызывают у них положительные эмоции. Для того чтобы школьники не только понимали значение малых форм активного отдыха, но и хорошо, старательно их выполняли, необходимо проводить разъяснительную работу. Так, в начале учебного года учитель проводит с детьми краткую беседу, разъясняя значение упражнений для сохранения их здоровья и работоспособности.

Разучивание комплексов упражнений лучше проводить после уроков или на классном часе. Эти формы активного отдыха рекомендуется сначала проводить учителю, а затем его место занимает физкультурный организатор (физорг) или заранее подготовленный ученик. Выполнение одного комплекса упражнений физкультминутки или физкультпаузы осуществляется на протяжении двух недель или 10 дней, после чего вводится новый комплекс упражнений.

Все малые формы активного отдыха могут быть исполь­зованы на уроках любой направленности, за исключением тех, где нет статической нагрузки и ребенок может активно передвигаться, а также для различных возрастных групп — от дошкольников до старшеклассников и дальше в возрастном диапазоне.

Составление и проведение комплексов упражнений

Физкультурные минутки и физкультурные паузы, как любые другие формы физического воспитания, проводятся по определенной схеме, в основе которой лежит принцип постепенного возрастания физической нагрузки и чередо­вания работы отдельных мышечных групп. Комплексы со­стоят из простых упражнений для крупных групп мышц, активизирующих дыхание и кровообращение. Дозировка выполнения каждого упражнения от 4 до 10 раз. Темп выполнения — средний.

Начинать комплекс лучше с упражнений на потягива­ния, а заканчивать следует успокаивающими или упражне­ниями на укрепление правильной осанки, концентрацию внимания. Упражнения, входящие в комплекс, по своей структуре должны отличаться от привычного положения тела и движений, выполняемых при учебной работе. Это усиливает двигательную активность организма и вовлекает в работу группы мышц, несущих статическую нагрузку. При выборе упражнений предпочтение отдается наклонам назад и в стороны. Обязательно включаются упражнения для мышц ног типа приседаний, ходьбы на месте, поднимания согнутых ног, простейших прыжков и др. В зависимости от нагрузки на уроке полезны упражнения для мышц кисти рук, шеи, испытывающих большее напряжение. Здесь по­дойдут упражнения на расслабление этих групп мышц, разгибательные движения в среднем темпе. В некоторых слу­чаях полезно применить и более интенсивные движения, например 10—12 приседаний, до 10—15 подскоков, бег на месте в течение 30—40 секунд. Это дает возможность как бы встряхнуть весь организм, интенсивно воздействовать на большинство его функций и систем.

Читайте также:  Днем отекают ноги что делать

Упражнения, входящие в комплекс, рекомендуется проводить поточно — одно за другим, без остановок, при этом упражнения сопровождаются счетом, речитативом, звуками на вдохе и выдохе или специально подобранной музыкой. Для повышения эффективности физкультминутки и физ­культурной паузы целесообразно использовать комплексы упражнений танцевально-ритмической гимнастики и ритмические мини-танцы. Очень важно при подборе музыки учитывать возраст занимающихся, четкий ритм и умерен­ный темп произведений.

Простейшие примеры построения комплексов общеразвивающих упражнений для физкультминуток общего воздействия.

Комплекс упражнений № 1

· Упражнение на выпрямление туловища с движением рук и дыхательными упражнениями типа потягивания.

· Упражнение для рук (растирание и встряхивание кис­тей, поднимание и опускание рук).

· Упражнение для туловища (наклоны, повороты тулови­ща).

· Упражнение для ног (приседание, поднимание и опус­кание ног).

· Упражнение на внимание и координацию движений (асимметричные движения руками).

Комплекс упражнений № 2

· Упражнение на потягивание.

· Комбинированное упражнение для мыши рук и плече­вого пояса.

· Комбинированное упражнение для мышц туловища и ног.

· Упражнение на растягивание и расслабление мышц, ко­торые несут основную нагрузку в учебном процессе.

· Упражнение на укрепление правильной осанки.

Комплекс упражнений 3 (короткий)

· Упражнение на потягивание.

· Упражнение для туловища (спины, шеи).

· Упражнение для ног.

Примеры комплексов упражнений малых форм активного отдыха

Упражнения общего воздействия

Физкультурная минутка

И. п. — сидя за партой.

Две сороки-белобоки Дружно делали уроки. Мы писали и считали И от этого устали. Встали по-порядку, Сделали зарядку. Крылья расправляли, По комнате летали. Приседали столько раз, Сколько пальчиков у нас. Головою повертели, Снова за уроки сели. Два хлопка перед собой, два хлопка о колени (2 раза). Сжимание и разжимание пальцев в кулак (2 раза). Потряхивание кистями рук. Встать из-за парт в проход. Руки вверх — потянуться. Руки вниз. Повороты направо-налево, руки в стороны. Приседания — 5 раз. Повороты головы направо-налево. Сесть за парту.

Физкультурная пауза

И. п. — стоя между партами.

Построение

Слушай, сказочный народ,

Собираемся на сход.

Поскорее в строй вставайте

И зарядку начинайте.

Потягивание

Поскорей, скорей проснись!

День настал давным-давно,

Он стучит в твое окно.

Наклоны

Раз прогнулся, два нагнулся,

Зашагал, и по порядку

Начал делать он зарядку.

«Царь Горох» (упражнения для мышц шеи и туловища)

Давным-давно жил царь Горох

И делал каждый день зарядку.

Он головой крутил-вертел

И танцевал вприсядку.

Плечами уши доставал

И сильно прогибался,

Он руки к небу поднимал,

За солньппко хватался.

«Дровосек»

Чтобы лучше мне шагать,

Я для вас, ребятки,

Раскраснелся, как редис.

Выпады

Иван-наревич — вот герой!

Смело он вступает в бой,

Волшебным он взмахнет мечом —

И Змей Горыныч нипочем.

Сделал выпад раз и два —

Еще выпад — три-четыре —

Прыжки

Вот лягушка на дорожке —

У нее озябли ножки.

Чтобы ей помочь быстрей,

Мы попрыгаем за ней.

Будем вместе с ней играть,

Чтобы ей царевной стать.

«Потопаем»

Шел король по лесу, по лесу, по лесу,

Нашел себе принцессу, принцессу, принцессу.

Давай с тобой попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем,

Еще разок попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем,

И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем,

И ножками потопаем, потопаем, потопаем.

Физкультурная мини-пауза

И. п.стоя в проходе между партами.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Ссылка на основную публикацию
Умные часы для плавания в море
Часы – это неплохой атрибут для мужчин и женщин. Особенно хорошо, когда они показывают не только время, но и пульс,...
Удар головой об пол что делать
В повседневности часто происходят различные травмы, какие-то легче, какие-то тяжелее. Если же произошел ушиб головы, всё может оказаться гораздо серьезней,...
Удар молнии в воду
цифровая электроника вычислительная техника встраиваемые системы Что будет если молния ударит в воду Общеизвестно, что вы не должны использовать электроприборы,...
Умные часы синхронизация андроид
Умные часы, как и прочие современные портативные гаджеты, пользуются огромной популярностью среди владельцев Android-устройств. С целью более удобного использования каждого...
Adblock detector