Упражнения для челюстных мышц

Упражнения для челюстных мышц

Напряженные мышцы нижней челюсти приводят к зажатости звука. Для речи необходимо их расслабить. В упражнениях следует добиваться эластического расслабления мышц, в результате которого нижняя челюсть свободно и легко опускается вниз, как бы под собственной тяжестью, и не препятствует произнесению звуков.

Рекомендации

♦ При выполнении упражнений:

— голову держать прямо, не опуская и резко не поднимая ее;

— челюсть опускать без рывков и избыточного напряжения;

— каждое упражнение проводить ритмично, фиксировать в положении на счет 1—5.

Исходное положение: рот закрыт, мышцы нижней челюсти не напряжены.

Упражнение 1

Открыть рот и закрыть. (Рот следует открывать так, чтобы в него могли поместиться 3 пальца, поставленные на ребро между верхними и нижними зубами.)

Упражнение 2

Выдвинуть нижнюю челюсть вперед, вернуть в исходное положение.

Упражнение 3

Выполнить боковые движения нижней челюстью, принять исходное положение. Повторить.

Упражнение 4

Круговые движения нижней челюстью.

Упражнение 5

Открыть рот с одновременным выдвижением нижней челюсти вперед, вернуться в исходное положение.

Упражнение 6

Нижними зубами закусить верхнюю губу, затем верхними зубами — нижнюю, подержать на счет 1—5, расслабиться.

Упражнение 7

Рот открыт. Представить, что на подбородке подвешен груз, который надо поднять вверх, поднимая при этом подбородок и напрягая мускулы под ним. Расслабиться. Принять исходное положение.

Упражнение 8

Сжать с усилием челюсти, напрячь мышцы шеи и челюсти (запомнить это ощущение), расслабить их и открыть рот.

Упражнение 9

Имитировать жевание с закрытым и открытым ртом.

Упражнение 10

Выполнять движения нижней челюстью вперед-назад с одновременными наклонами головы вперед-назад.

Упражнение 11

Выполнять движения нижней челюстью попеременно вправо и влево с одновременным поворотом головы в ту же сторону.

Упражнение 12

Коснуться подбородком поочередно правого и левого плеча.

Упражнение 13

Коснуться подбородком груди.

Упражнение 14

Запрокинуть голову назад, выдвигать и убирать подбородок. Темп движений медленный.

Упражнение 15

Поставить локти рук на стол, сложить ладони одна на другую, упереться подбородком в ладони. Давить подбородком, открывая рот, на сопротивляющиеся ладони. Расслабиться.

Тренировка губ

Излишняя суетливость или неподвижность губ приводит к смазанности и невнятности речи. Напротив, правильная работа губ обеспечивает точное произнесение и влияет на формирование речевого звучания.

Исходное положение:рот закрыт, мышцы нижней челюсти не напряжены.

Упражнение 1

Поочередно поднимать и опускать верхнюю и нижнюю губу, максимально обнажая верхние и нижние зубы.

Упражнение 2

Оттягивать уголки рта в стороны, вниз, затем вытягивать губы вперед хоботком. Сначала имитация, затем произнесение звуков и-у-о-а.

Упражнение 3

Утрированно имитировать произнесение звуков п-б.

Упражнение 4

Многократно произносить сочетания губных согласных мб, бм, пм, мп и губно-зубных — вм, мв, бв, вб и др.

Упражнение 5

Легкое массажирование верхними зубами нижней губы, затем нижними зубами — верхней губы.

Упражнение 6

Движение вытянутых губ влево-вправо.

Упражнение 7

Присасывающее движение губ.

Упражнение 8

Вытягивание губ вперед воронкой.

Упражнение 9

Рот закрыть, напрячь губы на счет 1—5, расслабить губы, открыть рот.

Упражнение 10

Натягивать губы на зубы при слегка открытом рте.

Упражнение 11

Произносить сочетания гл, гн, кл, кн, дл, дн, тл, тн, вл, вн с длительным звучанием второго согласного звука, в течение которого верхняя губа должна подниматься все выше и выше.

Упражнение 12

Аналогично произносить звукосочетания кс, гз, бз, дз, вз, но с оттягиванием нижней губы вниз.

Упражнение 13

Произносить звукосочетание мвз-мвз-мвз, обратить внимание на более длительную протяженность звуков в, з.

Упражнение 14

Произносить звукосочетания с энергичной работой губ: птка-птка-птка, бдга-бдго-бдгу-бдгэ-бдги.

Упражнение 15

Вибрация губ (подражание фырканью лошади). Поток выдыхаемого воздуха легко и активно посылать к губам, пока они не начнут вибрировать. Сначала выполнять беззвучно, потом произносить тпр.

Тренировка мышц языка

Язык часто бывает малоподвижным и вялым, что приводит к потере разборчивости речи, ее невнятности. При выполнении упражнений следует добиваться свободных и целенаправленных движений языка, губы и челюсти при этом должны быть неподвижными.

Упражнение 1

Расслабление и распластывание языка в форме лопаты, при этом язык лежит на нижней губе.

Упражнение2

Выполнение предыдущего упражнения с поднятием языка к верхней губе.

Упражнение 3

Поднять боковые края языка к верхним коренным зубам так, чтобы по центру его образовался желобок.

Упражнение 4

Поднимание узкого (широкого) языка вверх, опускание его вниз, крестообразные движения языком, скольжение кончика языка по твердому небу в форме крючка. Губы и челюсти неподвижны.

Упражнение 5

Быстро высовывать язык наружу, затем подтягивать за нижние зубы. Губы и челюсти неподвижны.

Упражнение 6

Движение широким языком вперед-назад по верхней губе, а затем по верхним зубам с голосом (болтушка).

Упражнение 7

Удерживать широкий и узкий язык на нижней и верхней губе, за верхними и нижними зубами.

Упражнение 8

Сильно надавливать кончиком языка на нижнюю десну, твердое небо.

Упражнение 9

Пощелкивать языком (присасывать язык к небу и оттягивать вниз, чтобы получился щелчок).

Упражнение 10

Покусывать кончик языка по всей поверхности.

Упражнение 11

Произносить звуки и-е (фиксировать кончик языка у нижних зубов), о-у-ы (оттянуть язык глубоко в рот).

Упражнение 12

Частое постукивание кончиком языка о верхние зубы и десну наподобие выстукивания текста телеграфным ключом: ло-ло-лолл, лу-лу-лулл, ла-ла-лалл; ро-ро-рорр, ру-ру-рурр, ра-ра-рарр.

Упражнение 13

Многократно произносить сочетания согласных звуков, в артикуляции которых принимает участие язык: ркт, крт, ртк, дрт, ткр, клт, глт, лгм, лри, рли, ждр, штр, фкт, гбд, кпт, бгд, тчк, кчт, кшт.

Упражнение 14

Круговое движение языком между губами и зубами с закрытым ртом. То же в противоположном направлении.

Тренировка мышц глотки и мягкого нёба

Упражнение 1

Позевывать с открытым и закрытым ртом.

Упражнение 2

Упражнение 3

Имитировать полоскание горла с запрокинутой головой.

Упражнение 4

Надувать щеки при зажатом носе.

Упражнение 5

Произносить звуки и, е, я, ю с позевыванием.

Упражнение 6

Активный выдох с «выкашливанием» гласных э, о, о, у.

Упражнение 7

Произносить звукосочетания кп, гб, птк, бдг.

Упражнение 8

Медленно произносить звуки к, г, т, д.

Упражнение 9

Глотать воду маленькими порциями.

Упражнение 10

Пение в высоком регистре гласных звуков и их сочетаний с постепенным затуханием и усилением звука.

Упражнение 11

Распластывание языка при широко открытом рте так, чтобы передняя часть его прилегала к нижним резцам, а корень и задняя часть были опущены («показать горло врачу»).

Упражнения для мимических мышц

Мимика выражает чувства и мысли движением лицевых мышц. Она должна быть естественной, подвижной, разнообразной и динамичной. Поэтому требуется некоторая дополнительная работа по тренировке лицевых мышц. «Актерское» лицо вовсе не нужно — будьте естественны.

Упражнение 1

Опустить углы рта вниз при закрытом рте.

Упражнение 2

Растянуть углы рта в стороны (в улыбку) и расслабить. Улыбаться с закрытым и открытым ртом.

Упражнение 3

Нахмурить брови, расслабить.

Упражнение 4

Поднять брови, расслабить.

Упражнение 5

Прищурить один глаз, затем другой.

Упражнение 6

Зажмурить глаза, расслабить.

Упражнение 7

Надуть щеки, втянуть щеки, перекачивать воздух из одной щеки в другую, как при полоскании.

Упражнение 8

Набрать воздух под нижнюю губу, под верхнюю губу.

Упражнение 9

Упражнение 10

Максимально оскалить зубы.

Упражнение 11

Опустить верхнюю губу на нижнюю.

Упражнение 12

Натянуть нижнюю губу на верхнюю.

Упражнение 13

Опустить и оттопырить (вывернуть) нижнюю губу, обнажив десны.

Упражнение 14

Попеременно максимально обнажать верхние и нижние зубы.

Упражнение 15

Втянуть углы рта и почмокать губами.

Упражнение 16

Открыть рот, собрать губы в тугой кружочек, расслабить.

Упражнение 17

Пошевелить ноздрями, как бы раздувая их.

Упражнение 18Наморщить лоб, расслабить.

Упражнение 19

Следить глазами за двигающимся по кругу пальцем.

Читайте также:  Передача про похудение на тлс

Упражнение 20

Посмотреть прямо — вправо — прямо — влево — прямо — вправо и т.д.

Упражнение 21

Посмотреть по диагонали из левого верхнего угла в правый нижний, а затем из правого верхнего — в левый нижний.

Упражнение 22

Посмотреть прямо — вверх — прямо — вниз — прямо — вверх и т.д.

Глава 6
Приемы самомассажа в устранении заикания

Общие сведения

Массаж выполняется для снятия напряжения и скованности речевых и мимических мышц и, наоборот, для повышения тонуса слабых и вялых мышц.

Чтобы снять напряжение с лица, расслабить его, можно использовать так называемый самомассаж. Здесь мы познакомимся с двумя его видами: гигиеническим и вибрационным.

Гигиенический массаж выполняется поглаживанием, при этом активизируются расположенные близко к коже нервные окончания. Этот массаж выполняет двойную роль: он снимает напряженность и скованность лицевых и мимических мышц и усиливает тонус этих мышц, если они слабые.

Вибрационный массаж делается энергичным постукиванием, при этом активизируется работа нервных окончаний, расположенных глубже в толще кожного покрова.

Самомассаж вызывает умеренное расширение кровеносных сосудов и оказывает благотворнее влияние на нервную систему.

При выраженном напряжении мышц артикуляционного аппарата (спастические состояния) нужно использовать приемы массажа, направленные на его расслабление.

Расслабление мышц шеи, лица и губ производится путем поверхностного поглаживания.

Рекомендации

♦ Кожа массируемых частей тела и руки должны быть чистыми.

♦ Все движения следует проводить по рекомендуемым направлениям.

♦ Массируемые мышцы должны быть расслаблены.

♦ Массаж делается медленно, плавно.

♦ Массаж следует комбинировать с миогимнастикой.

♦ Продолжительность массажа не должна превышать 2—3 минут в один прием.

♦ Движения осуществляются выпрямленной кистью, первый палец отведен, остальные согнуты. Прилагаемое усилие не должно вызывать смещения кожи.

♦ Каждое движение повторяется 4—6 раз.

♦ Массаж не рекомендуется проводить при респираторных заболеваниях, высокой температуре, высыпаниях на коже.

Расслабление мышц шеи

Расслабление мышц шеи рефлекторно расслабляет мышцы корня языка.

Упражнение 1

Медленно поглаживать шею сверху вниз в области горла ладонью то правой, то левой руки.

Упражнение 2

Медленно поглаживать шею одновременно ладонями обеих рук сверху от околоушной области лица по боковым поверхностям шеи до подмышечных впадин.

Упражнение 3

Положить обе руки на область шеи, близкую к затылку (кончики пальцев рук касаются друг друга). Руки медленно скользят по боковым поверхностям шеи до подмышечных впадин.

Расслабление лицевой и губной мускулатуры
методом поглаживания

Движения выполняются в замедленном темпе. Направление движений:

• от середины лба к вискам;

• от середины лба до ушных раковин;

• от бровей до волосистой части головы;

• от спинки носа к ушным раковинам;

• от середины верхней губы до ушных раковин;

• от линии лба вниз через лицо к шее;

• от мочек ушей по щекам к крыльям носа;

• от середины верхней губы на подбородок;

• поглаживание кончиками пальцев вокруг глаз (расходящимися движениями от середины лба — и снова к середине);

• по верхней губе от углов рта к середине;

• по нижней губе от углов рта к середине;

• поглаживание носогубных складок от крыльев носа к углам рта;

• легкое постукивание губ.

Расслабление мышц языка

Упражнение 1

Вибрация двумя указательными пальцами обеих рук под углами челюсти (в течение 15 секунд).

Упражнение 2

Похлопывание, поглаживание, вибрация (в течение 15 секунд) языка деревянным шпателем, который накладывается на кончик языка.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; Нарушение авторского права страницы

Упражнения, укрепляющие мышцы челюсти

Эти упражнения развивают внутреннюю крыловидную мышцу челюсти, от которой зависит тонус кожи и мышц боковых поверхностей щек, позволяют «убрать» провисание кожи, деформирующее овал лица.

1. Исходное положение – сидя на стуле. Откройте рот и заверните внутрь нижнюю губу так, чтобы она удобно разместилась на нижних зубах. Уголки рта оттяните к коренным зубам и также плотно заверните их внутрь рта. Верхнюю губу плотно прижмите к зубам, указательный палец поместите на подбородок таким образом, чтобы оказывать губам легкое сопротивление. Открывайте и закрывайте рот черпающим медленным движением, используя уголки рта при закрытии и открытии челюсти. Представьте себе, как вы захватываете ртом любимое мороженое.

2. Когда вы выполняете черпающее движение, подбородок нужно выдвигать вперед примерно на сантиметр. Темп медленный. Сосредоточьтесь и делайте упражнение до тех пор, пока не почувствуете жжение вдоль всей линии овала лица. Затем откиньте голову назад так, чтобы подбородок смотрел в потолок. Держа челюсть неподвижно, представьте, как поднимается кожа на боковых сторонах лица, сосчитайте до 30 и расслабьтесь.

Черпающие движения следует выполнять с помощью уголков рта, а не всей челюстью. Это упражнение рекомендуется проделывать дважды в день для того, чтобы предупредить провисание кожи по линии овала.

3. Исходное положение – сидя на стуле. Откройте шире рот и заверните губы на зубы. Оттяните углы рта к коренным зубам, плотно закатив их внутрь рта. Взгляд направлен вверх, к темени. Улыбнитесь так широко, чтобы углы рта указывали на верхнюю часть ушей.

4. Положите указательные пальцы обеих рук на углы рта и проведите ими воображаемую линию счастливой улыбки. Линия должна начинаться от уголков губ и заканчиваться у верхней части ушей. Задержите указательные пальцы над ушами, одновременно оттяните плечи назад и выдвиньте вперед лицо.

После того как вы почувствуете жжение, сосчитайте до 30, затем сложите губы трубочкой и подуйте, расслабляя мышцы.

Чтобы укрепить и тонизировать мышцы нижней челюсти, выполняйте это упражнение не реже 1–2 раз в день.

Данное упражнение поднимает нижнюю часть лица, работая с главными мышцами рта и нижней челюсти, приводя их в тонус. Оно укрепляет область нижней челюсти, делая более четким овал лица.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Что такое миогимнастика, почему ее рекомендуют зубные врачи своим пациентам? Это комплекс специально разработанных упражнений для челюстных мышц, окружающих зубной ряд. Эти мышцы отвечают за правильное формирование зубов и прикуса. Рассмотрим подробно все рекомендации по выполнению комплекса.

Причины зубочелюстных патологий

Аномалии строения челюсти и зубочелюстные патологии начинают формироваться с самого рождения. Одна из причин — соска пустышка. Однако аномальное формирование челюсти может быть спровоцировано и неправильным дыханием через рот, а также некоторыми вредными привычками. Сосание большого пальца — одна из устойчивых привычек у детей, которая приводит в дальнейшем к ортодонтическим патологиям.

Родители должны уделять особое внимание формированию у ребенка правильных привычек и отучать от неправильных.

Грудное вскармливание формирует у младенца правильный прикус за счет тренировки круговой мышцы рта, языка, шеи. Кормление из бутылочки способствует нарушению работы челюстно-лицевых мышц, если у соски слишком большая дырка.

Перевод на искусственное вскармливание вместо грудного может быть обусловлен независящими от желания матери причинами. Поэтому внимательно наблюдайте за развитием челюсти малыша, во время показывайте его стоматологу. Если у соски слишком широкая дырка, малыш быстрее наедается и прекращает сосать. Следовательно, мышцы не тренируются, становятся слабыми.

Вред соски-пустышки

Чем вредна для формирования прикуса соска-пустышка? Во время сосания пустышки язык привыкает к неправильному положению в ротовой полости. Язык во время сосания должен располагаться сверху соски, а у малышей все происходит наоборот. Нижнее положение языка (под соской) способствует неправильному формированию прикуса. Чтобы не испортить малышу прикус, как можно реже давайте ему пустышку, а во время сна вынимайте ее изо рта.

В возрасте 1,5 -2 года малыша следует отучать от пустышки, чтобы не испортился прикус.

Сосание большого пальца

Некоторые малыши пытаются заменить отсутствие пустышки сосанием большого пальца или уголка подушки. От этой привычки нужно сразу же отучать ребенка, она еще вреднее сосания пустышки. Иногда привычка засыпать с большим пальцем во рту остается на всю жизнь.

Читайте также:  Фастум гель можно детям мазать

Сосание большого пальца приводит к очень сильному дефекту строения зубочелюстной системы, когда передние зубы выдаются вперед и расходятся в стороны. Прикус формируется с учетом положения большого пальца между нижними и верхними зубами, поэтому появляется пустое пространство. Помимо эстетического диссонанса такое расположение фронтальных моляров делает невозможным откусывание пищи передними зубами. Выдвинутые вперед передние зубы часто подвержены травмам.

Ротовое дыхание

Как неправильное дыхание может влиять на формирование зубочелюстной системы? Во время дыхания ртом нарушается давление в полости рта, которое оказывают щеки на верхний зубной ряд. Из-за этого верхняя челюстная дуга сужается в размерах, зубы вырастают скученно.

Когда нужно обращать внимание на правильное дыхание? Это необходимо делать с первых дней жизни малыша и внимательно следить за его дыханием во время сна с пустышкой. Как только малыш перестанет плакать и заснет, пустышку немедленно удаляют изо рта. Если вы увидели, что малыш во сне открыл ротик, аккуратно закройте его своей рукой.

Что делать, если у ребенка увеличились аденоиды, и он не может дышать носом? В это время нужно следить, чтобы дыхание ртом не вошло в привычку. После исцеления от насморка и простуды следует наблюдать за правильным дыханием у ребенка во время сна и бодрствования. Для тренировки дыхания носом после удаления аденоидов существует специальный комплекс упражнений.

Подсасывание нижней губы

Есть и такая привычка у детей, которая впоследствии негативно сказывается на внешности. Из-за этой вредной привычки образуется щель между зубами, величина которой равна толщине нижней губы. Миогимнастика может исправить аномальный прикус, также рекомендуется к применению аппаратная корректировка.

Прокладывание языка между зубами

Эта вредная привычка приводит к тому, что между верхним и нижним зубным рядом формируется просвет. Этот просвет соответствует размеру и форме кончика языка, который ребенок привык высовывать вперед. Также существует незаметная для взрослых привычка прокладывать язык между жевательными зубами (сбоку). Эту патологию может заметить только стоматолог.

В результате неправильного положения языка в полости рта боковые моляры проседают, в прикус формируется аномально. Дефект можно исправить с помощью функциональных аппаратов и миогимнастики.

Неправильное глотание

Врачи разделяют функцию глотания на осознанную и бесконтрольную. Правильное глотание должно быть заметно только по движению кадыка. Если во время глотания напрягаются мышцы лица, это уже симптомы патологии. Неправильное глотание приводит к неправильному расположению моляров в зубном ряду. Если вы заметили, что ребенок глотает пищу или пьет воду как-то по-особенному, немедленно покажите его стоматологу-ортодонту.

Показания к миогимнастике

Формирование правильного прикуса зависит от слаженной работы группы мышц, расположенных вокруг зубных рядов. Любые нарушения в работе мышц отрицательно сказываются на прикусе, положении челюстной дуги и зубов. С помощью миогимнастики можно восстановить работу челюстных мышц, выровнять прикус, исправить аномальное расположение зубов.

Гимнастика может проводиться до ортодонтического лечения, совместно с ним либо после для закрепления результата. Методику лечения определяет врач-ортодонт.

Миогимнастика может быть назначена как часть комплексного лечения, так и как самостоятельная методика исправления дефектов прикуса.

Миогимнастика оказывает следующее действие на челюстно-лицевой аппарат:

  • активирует рост костной ткани;
  • способствует укреплению мышц;
  • формирует компенсирующий механизм;
  • нормализует функциональность;
  • благотворно влияет на трофику тканей.

В результате гимнастических упражнений мышцы челюсти активно перестраиваются, челюстные кости обретают анатомически правильную конструкцию и форму.

Когда назначают

  • аномалия прикуса разной степени тяжести;
  • нарушение функции речи;
  • нарушенный тонус лицевых мышц;
  • неправильное расположение коронок зубов;
  • профилактические меры.

Если у ребенка неправильная осанка, то вместе с миогимнастикой назначают и комплекс физических упражнений на исправление положения позвоночного столба.

Миогимнастика особенно эффективна в возрасте 4-7 лет.

Чем раньше ребенок начинает выполнять гимнастические упражнения, тем больше шансов исправить патологию без медикаментозного и ортодонтического вмешательства. Уже после девяти лет миогимнастика не может применяться как самостоятельная методика исправления дефектов прикуса. Однако ее рекомендуют выполнять как дополнительную меру воздействия на зубочелюстную систему.

Методика Роджерса

Первые методические разработки по исправлению ортодонтических дефектов зубочелюстной системы предложил американский стоматолог А. Роджерс. Согласно его рекомендациям упражнения нужно выполнять следующим образом:

  • мышцы должны сокращаться с максимально широким размахом;
  • интенсивность сокращений не должна превышать естественную нагрузку;
  • упражнения нужно выполнять на регулярной основе;
  • движения не должны быть резкими или прерывистыми, но плавными и медленными;
  • упражнения нужно повторять до появления легкого (местного) утомления;
  • миогимнастику можно делать с детьми от 4 лет и старше.

Правила, которые предложил взять за основу Альфред Роджерс, актуальны по сей день. На базе перечисленных правил современные ортодонты создают комплексы своих упражнений для коррекции зубочелюстных патологий.

Противопоказания

Самостоятельно практиковать миотерапию нельзя, так как это может закончиться неприятными результатами. Назначать гимнастику должен стоматолог-ортодонт после проверки состояния лицевых мышц. Пациент самостоятельно не сможет определить степень неразвитости челюстных мышц, хрящей и суставов.

Противопоказания:

  • сильная аномалия прикуса (от третьей степени и выше);
  • обездвиженность мышц лица;
  • обездвиженность челюстных суставов;
  • гипотрофия челюсти.

При этих серьезных патологиях необходима хирургическая коррекция или иные формы ортодонтического вмешательства.

Нужно учитывать и давность костно-челюстных изменений, которая зависит от возраста пациента. Если аномалия развилась давно и зафиксировалась достаточно долгое время, гимнастический комплекс не поможет исправить дефект. Поэтому старый зубочелюстной дефект относится к противопоказаниям при назначении гимнастики.

Выполнять упражнения следует на регулярной основе, чтобы увидеть эффект от применения методики. Если начать делать и бросить, весь достигнутый результат исчезнет.

Миогимнастика для детей

Гимнастику для тренировки круговой мышцы лица желательно начинать с 4-7 лет. В этот период можно добиться качественного результата по исправлению дефекта прикуса. Ребенок уже понимает, что от него требуется, может совместно работать с доктором или родителями дома. С ребенком детсадовского и младшего школьного возраста упражнения проводятся в форме игры. Это спасает малыша от переутомления и снижения концентрации внимания.

Упражнения для детей должны быть понятными, несложными в исполнении. Дети могут заниматься гимнастикой самостоятельно или в коллективе. Контроль за правильностью выполнения упражнений возлагается на взрослых (родителей, медработников, воспитателей).

Перед занятиями миогимнастикой следует удостовериться, что у ребенка нет проблем с носовым дыханием. Неправильное дыхание становится препятствием к достижению результата от миогимнастики. При ротовом дыхании выполняют специальные упражнения, направленные на устранение этой привычки. Укрепление круговой мышцы рта позволит исправить деформацию верхней челюстной дуги, сделает форму лица более привлекательной и подвижной.

Нужно уделять внимание тренировке мышц языка, чтобы он всегда находился в правильном положении: кончик касается нёба. Правильное положение языка сформирует четкую дикцию и артикуляцию, то есть, устранит или предотвратит дефекты речи.

Помимо гимнастики и упражнений детям следует чаще предлагать твердые овощи и фрукты — яблоко, морковь, репу. Употребление перечисленных продуктов в сыром виде способствует укреплению мышц лица, массирует десны, формирует правильный прикус.

Укрепление круговой мышцы рта

Эти упражнения просты в исполнении, но способствуют укреплению мышцы, отвечающей за функциональность рта.

  • Взять губами палочку от мороженого и удерживать ее до ощущения легкой усталости в губах. Вместо палочки от мороженого можно взять школьную линейку (предварительно вымыть).
  • Две пуговицы средних размеров прикрепляют к шнуру на расстоянии 15-17 см друг от друга. Нужно захватить одну пуговицу губами, а вторую взять пальцами и тянуть в сторону. Упражнение практикуют 2-3 раза в день, количество повторов — 10.
  • Дуть на вертушку, повторять по 10 раз в два или три подхода в день.
  • Ежедневно надувать по 10-15 воздушных шариков.
Читайте также:  Голень куриная вареная бжу

Укрепление мышцы, выдвигающей нижнюю челюсть

Эти упражнения необходимы для детей на искусственном вскармливании. У них нижняя челюсть уходит назад. Это называется дистальный прикус.

  • Выдвинуть нижнюю челюсть вперед, чтобы нижние резцы установились впереди верхних. В таком положении челюсть удерживают не менее 10 секунд.
  • Повторить упражнение с поворотом головы вправо.
  • Повторить упражнение с поворотом головы влево.
  • По мере освоения упражнения время выполнения продлевают, а частоту повторов увеличивают до десяти раз.
  • Усложненный вариант упражнения: встать прямо, ноги на ширине плеч, голову запрокинуть, руки отвести назад. После этого нужно выдвинуть нижнюю челюсть и удерживать ее максимально долгое время. Резко выдвигать челюсть нельзя, всё нужно делать плавно и в умеренном темпе.
  • Нужно достать кончиком языка собственный нос. Сначала делать упражнение 2-3 раза, затем увеличить число повторов.

Укрепление верхней челюсти

Цокать языком, ощущая его положение на нёбе. Выполнять упражнение можно сколько угодно долго, пусть малыш приучится чувствовать кончик языка в правильном положении.

При сомкнутых губах нужно отвести нижнюю челюсть назад. Это следует делать одновременно: закрывать рот и отводить челюсть. Упражнение следует повторять утром, днем и вечером по 2-3 раза. Не следует резко открывать и закрывать рот, упражнение выполняют плавно в умеренном темпе.

Укрепление языка

Функции языка очень важны не только для прикуса, но и для четкости дикции и артикуляции. Неправильное положение языка устанавливается во время сосания большого пальца, привычки тянуть всё в рот, неправильном глотании. Также упражнения показаны после хирургической коррекции короткой уздечки.

  • Приоткрыть рот и облизывать кончиком языка верхние и нижние губы, от одного уголка рта к другому.
  • Стараться достать кончиком языка нос, а затем подбородок.
  • Проводить кончиком языка по зубам, как бы пересчитывая их.
  • Щелканье языком.

Эти упражнения следует повторять утром, днем и вечером по нескольку раз подряд.

При слабости задней стенки языка полощут рот до пяти раз в сутки, широко зевают 5-7 раз подряд.

Вестибулярная пластина

Это специальная пластина, с помощью которой корректируют дефекты прикуса, укрепляют челюстно-лицевые мышцы, исправляют аномальное положение языка. Ночью пластину помещают ребенку в рот, а днем делают с ней упражнения. Пластину удерживают губами, а рукой вытягивают вперед кольцо.

Нужно удерживать пластину губами, не позволяя вытянуть ее изо рта. Упражнение рекомендуется выполнять утром/вечером по 12-15 раз подряд. Начинать можно с двукратного повторения, постепенно увеличивая количество повторов до пятнадцати.

Вестибулярную пластину-пустышку рекомендуется давать детям от двух до четырех лет. Она успокаивает сосательный рефлекс, плавно замещая его жевательным. Пластина выполнена из медицинского силикона, абсолютно безопасна для ребенка. По статистике 85% малышей отвыкают от пустышки через пару недель использования пластины.

Польза вестибулярной пластины

  • приучает язык к правильному расположению в полости рта;
  • помогает избавиться от ротового дыхания;
  • корректирует смыкание губ;
  • устраняет речевые дефекты;
  • укрепляет круговую мышцу рта.

Если у ребенка ярко выраженный дефект строения челюсти, для коррекции применяют особенную пластинку с козырьком.

Если ребенок привык прикладывать язык между зубами, применяют специальную пластинку с заслонкой.

При речевых дефектах (врожденных или приобретенных) применяют пластинку с бусиной. Речевые дефекты распространены среди детей дошкольного возраста. К ним относится:

  • гнусавость;
  • заикание;
  • неправильное произношение звуков;
  • замедленная либо ускоренная речь.

Также пластинка с бусиной показана при слабом языке, когда его мускулатура недоразвита.

Преортодонтический трейнер

Это устройство применяют для помощи в коррекции зубочелюстных дефектов и функций речи. Его надевают всего на час в дневное время, а затем на всю ночь. Применение трейнера облегчает аппаратное ортодонтическое лечение и способствует быстрому восстановлению функций языка, глотания, произнесения звуков. Также трейнер приучает язык к правильному положению в полости рта, устраняет ротовое дыхание и избавляет от привычки сосать палец или нижнюю губу.

Гипотонус мышц

  • Сделать из губ трубочку (как для воздушного поцелуйчика) и удерживать их в таком положении до ощущения легкой усталости. Затем медленно растянуть губы в улыбке.
  • Надуть щеки при сжатых губах. В это время дышат через нос. Затем нужно выдавить воздух из щек при помощи нажатия на них ладонями. Губы разжимать нельзя.
  • Надувать пространство сначала под верхней губой, а затем под нижней. Продолжать чередовать верхнюю и нижнюю позицию до ощущения легкой усталости.
  • Дуть на предмет, имитируя задувание свечи.
  • Подбросить высоко кусочек ваты и дуть на него, не давая упасть на пол.
  • При максимально сжатых губах растянуть рот в стороны при помощи пальцев.
  • Положить ватные тампончики под нижнюю и верхнюю губу, в таком состоянии стараться четко произносить слова.

Неполное смыкание губ

  • Сжать крепко губы и делать круговые движения языком за сомкнутыми губами.
  • Водить кончиком языка по нёбу, имитируя движение малярной кисти.

Неправильное глотание

Инфантильным называется глотание, свойственное младенцам до года, иногда до двух лет. Это глотание отличается от взрослого тем, что кончик языка при нем касается губ.

  • На кончик языка надевают силиконовое кольцо, а затем просят ребенка сглотнуть слюну. Колечко выдает врач-ортодонт.
  • При сомкнутых губах следует давить кончиком языка на выпуклость (нёбо) над верхними зубами. Упражнение повторяют ло ощущения легкой усталости.

Советы по выполнению упражнений

Помните, что для хорошего результата от применения миогимнастики нужно соблюдать последовательность, систематичность и активность. Необходим сознательный подход к делу, вера в результат и упорство в достижении цели.

Советы при выполнении упражнений:

  • активно нагружать мышцы;
  • движения проводить с максимальной амплитудой;
  • постепенно увеличивать скорость выполнения и количество повторов;
  • отдых мышц после нагрузки равен по времени их активности;
  • все упражнения выполняют до чувства усталости, перенагружать мышцы не рекомендуется;
  • желательно выполнять упражнения в одно и то же время суток.

Миокоррекция дает наибольший эффект до смены молочных зубов, когда челюсть еще не сформирована. Также гимнастику проводят при замене молочных зубов коренными — от девяти до двенадцати лет. Но во втором случае требуется более длительное лечение.

Миогимнастика является эффективным методом коррекции зубочелюстных аномалий. Она может применяться как самостоятельное лечение, в комплексе с аппаратным лечением и в качестве профилактического средства. Пока у ребенка молочные зубы не сменились постоянными, нужно решить вопрос с миотерапией.

После проведения полного курса гимнастических упражнений восстанавливается функция жевания, нормализуется тонус мышц лица, нижняя челюсть становится более подвижной. Помимо восстановления функциональности челюстно-лицевого отдела корректируется дикция, становится более четкой артикуляция.

Помните, что комплекс упражнений должен подобрать стоматолог-ортодонт на основании диагностики полости рта ребенка. Самостоятельно заниматься с малышом не рекомендуется.

Используемые источники:

  • Аникиенко, А. А. Аппаратурное ортодонтическое лечение и его подчинение физиологическим законам раздражения / А.А. Аникиенко, Н.В. Панкратова, Л.С. Персин. — М.: Медицинское информационное агентство
  • Андреищев, А. Р. Сочетанные зубочелюстно-лицевые аномалии и деформации / А.Р. Андреищев. — М.: ГЭОТАР-Медиа
  • Каламкаров, Х. А. Ортопедическое лечение патологической стираемости твердых тканей зубов / Х.А. Каламкаров. — М.: Медицина

Ссылка на основную публикацию
Упражнения для кардионагрузки
Интенсивные нагрузки тренируют сердечно-сосудистую систему и сжигают жировые запасы. Качество тренировки сопряжено с частотой сердечного ритма, которую несложно рассчитать по...
Умные часы для плавания в море
Часы – это неплохой атрибут для мужчин и женщин. Особенно хорошо, когда они показывают не только время, но и пульс,...
Умные часы синхронизация андроид
Умные часы, как и прочие современные портативные гаджеты, пользуются огромной популярностью среди владельцев Android-устройств. С целью более удобного использования каждого...
Упражнения для красоты рук
Частенько дамы сталкиваются с очень неприятным явлением- кожа рук обвисает, а мышцы теряют упругость. Мало того, что выглядит сей факт...
Adblock detector