Знаменитые танцоры ссср

Знаменитые танцоры ссср

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Время от времени Страну Советов потрясали сообщения о том, что тот или иной актёр или спортсмен решил остаться за рубежом, отказываясь возвращаться с гастролей. Далеко не у всех, кто бежал из СССР в поисках признания, профессионального роста и высоких доходов, жизнь складывалась удачно. Многим талант позволил достичь успехов, а кто-то так и не смог справиться с одиночеством и депрессией.

Наталия Макарова

30-летняя ведущая балерина Ленинградского театра оперы и балета категорически отказывалась ехать на гастроли в Лондон. Она как раз разучивала сложную партию и меньше всего хотела отвлекаться от процесса. Однако руководство театра было непреклонно, ещё не зная, какими неприятностями для них обернётся эта вынужденная поездка Наталии Макаровой.

4 сентября после встречи с другом балерина вызвала полицию и попросила политическое убежище в Великобритании. Убежище было предоставлено, а вот надежды Наталии Макаровой на принятие в труппу королевского Ковент-Гардена не оправдались. Но уже в октябре она вместе с Рудольфом Нуреевым записывала две миниатюры для Би-би-си, а в декабре стала примой Американского театра балета. В Америке она встретила своего супруга Эдварда Каркара.

Она танцевала на лучших сценах мира, в том числе в Ковент-Гардене, пользовалась огромной популярностью. Впервые после побега оказалась в России в 1989 году. Наталье Макаровой скоро исполнится 78 лет, она по-прежнему живет в Америке. В 2018 году была удостоена приза балетного фестиваля Benois de la Danse «За жизнь в искусстве».

После того, как Наталия Макарова решила остаться за границей, главного балетмейстера театра Константина Сергеева уволили с работы.

Михаил Барышников

Танцор в 1974 году был на гастролях в Канаде в составе труппы Ленинградского театра оперы и балета. При этом у органов КГБ не было ни малейшего повода подозревать молодого и успешного Барышникова в желании остаться на Западе. У него было всё, о чём только мог мечтать 24-летний талантливый артист балета: квартира, машина, весьма приличное жалование. Но ему не хватало самого главного: свободы творчества. Он хотел сам выбирать себе репертуар, не ограничиваясь только тем, что предлагало к постановке партийное руководство.

Из Канады Барышников перебрался в США. Тут же был зачислен в Американский театр балета, став его премьером. Уже через 4 года Михаил Николаевич возглавил труппу. Отслужив на посту руководителя 11 лет, решил заняться современным танцем, в чём преуспел не меньше, чем в балете. Снимается в кино, играет в драматическом театре.

Михаил Барышников получил столь желанную для него свободу и признается, что никогда не испытывал тоски по своей исторической родине. Скучал и продолжает скучать по близким и дорогим людям, но отнюдь не по географическим местам.

Александр Годунов

Талантливый артист балета долго вынашивал планы своего побега. И когда, в конце концов, он смог во время американских гастролей уйти из-под надзора агентов безопасности, Александр Годунов так и не смог достичь тех карьерных высот, о которых мечтал.

У него всё сложилось не так. Супруга артиста Людмила Власова отказалась остаться с ним в Америке из-за престарелой мамы, оставшейся в России. В труппу Американского театра балета его приняли лишь через полгода из-за забастовки артистов, не желавших мириться с поступлением нового солиста. Проработав в театре всего год, он попытался построить собственный проект «Годунов и звёзды», но особых успехов не достиг. Переквалифицировавшись в артиста драмы, тоже потерпел фиаско.

В результате одиночество и депрессия привели к хроническому алкоголизму и смерти от осложнений гепатита. Александр Годунов скончался на 46-м году жизни.

Суламифь и Михаил Мессерер

Легендарная артистка балета, блиставшая на сцене Большого театра, воспитавшая, в прямом смысле Майю Плисецкую после расстрела её отца и ссылки матери, была настоящей примой с мировым именем. Она прожила на родине долгие годы, выступала на фронте во время Великой отечественной войны, оставив сцену, занималась преподаванием.

Но в феврале 1980 года во время гастролей большого театра в Японии вместе с сыном Михаилом, тоже артистом балета, обратилась в английское посольство с просьбой предоставить ей и сыну политическое убежище.

Суламифь Михайловна стала преподавателем Королевского театра Ковент-Гарден, помимо этого вела преподавание в Америке, Франции, Японии. Всюду с ней рядом был сын, помогавший во всем матери, самостоятельно занимался преподаванием. Суламифь Мессерер никогда не жалела о принятом решении, считая, что тогда, в 1980-м, поступила абсолютно правильно.

Михаил Мессерер с 2007 года руководит балетом Михайловского театра, поначалу в должности главного балетмейстера, с 2018 года – художественный руководитель театра.

Термин «невозвращенец» появился в Советском Союзе с легкой руки одного из офицеров Госбезопасности и вошел в обиход, как саркастическое клеймо для людей, навсегда покинувших страну расцвета социализма ради жизни в загнивающем капитализме. В те времена это слово было сродни анафеме, причём гонениям подвергались и родственники «невозвращенцев», оставшиеся в счастливом социалистическом социуме. Причины, подтолкнувшие людей прорываться за «железный занавес» были разными, и судьбы у них тоже складывались по-разному.

Читайте также:  Может ли быть запор от хлебцев

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Фото: © РИА Новости/Александр Макаров © Flickr/Mark Doliner

23 августа в 1979 году артист балета Александр Годунов во время гастролей Большого театра в Нью-Йорке обратился к американским властям с просьбой предоставить ему политическое убежище. Лайф вспомнил, как удалось сбежать за железный занавес другим знаменитым танцорам — Нуриеву, Макаровой, Барышникову и Панову.

Рудольф Нуриев

Фото: © РИА Новости/Валерий Шустов

Нуриев стал первым невозвращенцем. В июне 1961 года Кировский (ныне Мариинский) театр поехал на гастроли в Париж. Нуриев очень ждал этой поездки, он давно мечтал увидеть Европу и даже несколько раз подавал прошения о туристической визе, но каждый раз получал отказ.

После гастролей во Франции Нуриев должен был продолжить выступления в Англии, имя артиста уже было внесено в списки на поездку в Лондон, но властям ничего не стоило задержать Нуриева в последний момент и снять с гастролей, что, собственно, и случилось.

Во Франции артист балета очень быстро сдружился с парижской богемой, что раздражало сотрудников КГБ, которые всегда следили за соотечественниками в зарубежных поездках. 3 июня в отчётах КГБ появилась такая запись: “Нуриев Рудольф Хаметович нарушает правила поведения советских граждан за границей, один уходит в город и возвращается в отель поздно ночью. Кроме того, он установил близкие отношения с французскими артистами, среди которых имелись гомосексуалисты”.

Балетовед Виолетта Майниеце подтверждает, что Нуриев жил так, как он хотел, и в Париже вёл себя так, как советским людям не разрешалось.

— Это и стало одной из причин его невозвращения. А вообще он был в восторге от датского премьера Эрика Бруно, которого увидел во время его гастролей в России. Оказавшись на Западе, он с ним познакомился, и между ними возникла долголетняя дружба и любовь, — говорит Майниеце. — Нуриев понимал, что если он ведёт себя не так, как положено советскому человеку, и возвращаться назад ему не следует.

16 июня, когда труппа театра должна была вылететь на дальнейшие гастроли в Лондон, КГБ задержал Нуриева в аэропорту Лё Бурже и хотел насильно отправить его в Советский Союз. По словам балетоведа Натальи Зозулиной, именно тогда артист принял решение не возвращаться.

— Он понял, что в СССР его ждут трудности: если он вернётся — ему грозит арест сроком до 7 лет. До гастролей Нуриев не думал об эмиграции. Есть несколько фактов, подтверждающих это: он собирался домой, мыслил о творчестве в труппе, покупал костюмы, — говорит Наталья.

И Нуриев, без багажа и с 30 франками в кармане, совершил знаменитый "прыжок к свободе" из зоны контроля в аэропорту в руки парижской полиции и попросил политического убежища у французских властей. По словам Виолетты Майниеце, с итуация в Лё Бурже была несколько приукрашена журналистами:

— Никакого прыжка он не делал! И вообще, это была заранее оговорённая ситуация — что он должен отдаться в руки французских полицейских и попросить политического убежища.

Нуриев остался в Париже, но Парижская опера не пригласила его работать по той простой причине, что Франция не хотела осложнений с Советским Союзом. Не побоялась предоставить ему место в труппе "Ковент-Гардена" Англия, у которой были плохие отношения с Москвой. Там он стал главной звездой.

Наталья Макарова

Фото: © РИА Новости/ Игорь Ларин

Когда осенью 1970 года Макарова приехала на гастроли в Лондон с труппой Кировского театра, то у неё не было мыслей не возвращаться в Советский Союз. Балерина никогда не ругала свою страну и не выдвигала политических лозунгов. Для этого и не было причин — Макарова была ведущей балериной Мариинского театра. Лондонские гастроли прошли с успехом, имя Макаровой было первым в списке гастролёров. Она купила себе автомобиль, родным — подарки. Но когда приехала в аэропорт, чтобы лететь вместе с труппой обратно в Ленинград, неожиданно попросила у властей политического убежища.

Балетовед Виолетта Майниеце считает, что Макарова так поступила в силу того, что она импульсивный человек:

— Она решила внезапно, что останется там, и осталась. Посчитала, что на Западе жизнь будет лучше и интереснее. У неё там были знакомые, но уверенности, что сразу же ей предоставят работу, не было.

По мнению балетоведа Натальи Зозулиной, причина невозвращения Макаровой кроется в том, что в СССР у неё не было возможности себя раскрыть.

— Творческому человеку очень сложно жить, когда нет работы, нет нового, когда заставляют существовать без развития. И когда человек понимает, что есть возможность совершенно по-другому реализовать себя в творчестве, он принимает подобное решение, до этого не предполагая, что так сделает. А она и не могла предполагать, ей была неизвестна западная жизнь, — считает Зозулина.

Макарова хотела танцевать в лондонском "Ковент-Гардене", но артисты королевского театра заявили дирекции, что не выйдут с Макаровой на сцену. Наталья Зозулина считает, что труппа отказалась с ней работать, потому что Макарова была лучше, а они просто испугались конкуренции — никто не хотел такой соперницы.

Читайте также:  Как стать худым парню

Вскоре Макарова отправилась в США, откуда получила приглашение от Американского балетного театра. И там она смогла добиться мирового признания.

— В СССР все видели в ней потенциал, но не было хореографов, которые поставили бы балет, рассчитанный на её талант, — говорит Зозулина. — Когда с ней начали работать гениальные западные хореографы — Джордж Баланчин, Джером Роббинс, Энтони Тюдор, Серж Лифарь, Глен Тетли — тогда она раскрылась и стала мировой звездой. Но ей, как и другим невозвращенцам, удалось сделать карьеру на Западе, потому что она была прекрасно выучена у нас в стране.

Михаил Барышников

Фото: © РИА Новости/Александр Макаров

Летом 1974 года гастрольная группа из самых знаменитых артистов балета СССР отправилась в Канаду, от Кировского театра в ней участвовали только Ирина Колпакова и Михаил Барышников. Через несколько дней к Барышникову прилетел его бывший коллега Александр Минц, эмигрировавший в США двумя годами раннее. Минц хотел не просто повидать друга, но и передать, что Барышникова хотят принять в труппу Американского балетного театра, он не стал уговаривать артиста, а просто дал ему время подумать.

— Барышников всю жизнь мечтал быть американцем, — рассказывает Виолетта Майниеце. — Он знал, что он великолепный танцовщик, и хотел, чтобы его ценили не только в плане творческого успеха, но и материально. Миша говорил: "Я всё танцую-танцую, а еле-еле на какую-то машину заработал".

Окончательное решение не возвращаться в Советский Союз Барышников принял за два дня до завершения гастролей в Торонто. Артист сильно нервничал: на последних спектаклях во время поддержек у него даже дрожали руки.

29 июня перед заключительным концертом Барышников встретился с адвокатом и подписал бумаги, где просил политического убежища. После спектакля его должны были встретить на машине друзья и отвезти в безопасное место. После выступления Барышников оставил в гримёрке записку для Колпаковой: "Прости и прощай. Не будь злой на меня", — а далее по плану труппы артист должен был ехать на банкет в сопровождении агентов КГБ.

Когда Барышников вышел из театра, его ожидала толпа зрителей. Он подписал несколько программок, а потом извинился и сказал, что ему нужно отойти на минутку, и пошёл вдоль улицы. Из машины, в которой его ждали агенты КГБ, закричали: "Ты куда?". И тогда Барышников побежал.

Артист так разнервничался, что пробежал мимо автомобиля, где его ждали друзья. Машина поехала за ним, и Барышников на ходу вскочил в неё. Преследователи их не догнали, и они благополучно доехали до фермы под Торонто. Как только были сделаны все необходимые документы, Барышников переехал в США.

Валерий Панов

Фото: © РИА Новости/Рудольф Кучеров

Желание эмигрировать в Израиль у артиста балета Кировского театра Панова и его жены Галины Рогозиной появилось ещё в 1972 году. Они подали прошение на визу в Израиль, и их тут же сделали невыездными. Балетовед Наталья Зозулина считает, что нельзя точно сказать, думал ли Панов о последствиях или нет.

— Он просто хотел выехать. В то время было огромное количество людей еврейской национальности, которые хотели уехать из СССР, — Израиль их принимал. Это был единственный путь на Запад, — говорит Зозулина. — Панов мечтал о новых творческих возможностях. Поэтому и пошёл этим путём и получил по полной программе: увольнение с работы, угрозы, избиения, удержание выезда и неизвестность — с ним играли как кошка с мышкой. Всё для того, чтобы он испугался и забрал прошение на визу.

Карьера Панова и его жены оборвалась, они не могли устроиться на работу, перебивались случайными заработками. По словам Виолетты Майниеце, для артиста балета невозможность тренироваться и быть в форме подобна смерти.

— Теряется профессиональный фон, который очень тяжело вернуть назад, он занимался дома, но это не то, — рассказывает Майниеце. — Многие друзья и коллеги перестали с ним общаться, потому что боялись, что тень неугодного антисоветского человека ляжет и на них. Идеологические нормы в то время были очень чёткие.

Но Панов не отступал, как не отступала и советская власть: артист был арестован и провёл несколько месяцев в тюрьме. Но его ситуацию обсуждали в компаниях, слухи из которых дошли и до мировой общественности. Из разных балетных театров мира Панову стали поступать приглашения о работе. Но только после 24-дневной голодовки Панову и его жене разрешили уехать в Израиль, где он сразу же получил гражданство. В последующие годы он выступал с гастролями по всему миру.

Александр Годунов

Фото: © РИА Новости/Александр Макаров

Четыре года Годунов был невыездным, когда труппа уезжала на гастроли, он оставался в Москве. А всё потому, что всем было понятно: он тоже не вернётся, если выпустят. У него был материальный стимул: он считал, что будет жить на Западе лучше, чем в Советском Союзе.

— В Большой театр его взял Юрий Григорович, но артисты балета п остарались, чтобы у них испортились отношения, а потом труппа и вовсе распалась на три группировки, где велись междоусобные бои, — рассказывает Майниеце. — Годунов начал выступать с Плисецкой, это был "контр" Григоровичу, и он уже не давал ему партии в своих спектаклях. Саша был доведён.

Читайте также:  Нарисовать пачку сигарет поэтапно

Перед гастролями Большого театра в Нью-Йорке в 1979 году Григоровича вызвали в КГБ, где спросили, может ли он гарантировать, что Годунов вернётся назад, на что он ответил: "Нет". Но эти гастроли были очень важными, без Годунова обойтись не могли. И ему разрешили выехать в США.

19 августа Годунов сыграл в спектакле "Ромео и Джульетта" в Нью-Йорке, после чего у него было три дня выходных, поэтому его исчезновение никому не бросилось в глаза. Даже его жена Людмила Власова не была в курсе, она думала, что он заночевал у друзей. Но когда на следующее утро Годунов не вернулся домой, стало понятно, что он договаривается о предоставлении политического убежища. Руководители делегации спросили Власову, что намерена делать она, и балерина попросила отправить её домой, к матери.

Ещё до известия в американской прессе о том, что советский артист балета Годунов попросил политического убежища, у отеля, где жила Власова, появились агенты ФБР. Но 23 августа, когда Годунов попросил предоставить политическое убежище, КГБ вывез артистку из отеля незаметно для американских спецслужб и доставил её на борт самолёта, вылетавшего в Москву. Когда про это узнали американские власти, они заблокировали полосу для вылета советского авиалайнера. Американцы были уверены, что Власову вывозят насильно, но она утверждала обратное. Наталья Зозулина считает, что жена Годунова вернулась в Россию, только потому что её не выпустили из самолёта:

— Рядом с ней стояли наши доблестные органы, что она ещё могла сказать, как не то, что хочет вернуться в Советский Союз. Власти США не давали самолёту вылететь, правильно понимая, что её задерживают насильно.

Виолетта Майниеце, хорошо знакомая с супругами, подтверждает, что изначально, они вместе должны были остаться в Америке.

Три дня советскому самолёту с 112 пассажирами на борту не разрешали вылететь. Всё это время Годунов вместе со своим другом Иосифом Бродским сидел в аэропорту и умолял жену через американские власти вернуться. Но противостояние закончилось и самолёт всё-таки вылетел в Москву. Годунова и Власову назвали "Ромео и Джульетта" холодной войны. Артист пытался добиться возвращения жены, но безуспешно. Через год был оформлен их развод. Власова продолжила танцевать в Большом театре, а Годунов устроился в труппу Американского балетного театра, где выступал как ведущий танцор.

МОСКВА, 28 янв — РИА Новости. Выдающий танцор, балетмейстер, актер, фотограф, коллекционер искусства и владелец известного ресторана "Русский самовар" Михаил Барышников 28 января отмечает 70-летие. В 1974 году, во время гастролей труппы Большого театра в Канаде, он принял решение не возвращаться в СССР. Как и для многих "невозвращенцев", для него это решение было непростым. Но главным аргументом за стала свобода творчества. РИА Новости вспоминает советских артистов балета, которые остались на Западе.

Рудольф Нуреев

Свой знаменитый "прыжок в свободу" Рудольф Нуреев совершил во время парижских гастролей в 1961 году. Побег означал для него, как и для всех "невозвращенцев" не только полный разрыв с родственниками, но и заочный приговор — Нуреев был осужден по статье "Измена родине" и приговорен в СССР к семи годам заключения.

В своих интервью он часто говорил о том, что жизнь на Западе дала ему прежде всего творческую свободу. Известно, что Нуреев был человеком непростым, со вздорным характером. Но в чем ему действительно никто не мог отказать, так это в невероятной преданности профессии и какой-то сверхчеловеческой работоспособности.

Рудольф Нуреев прославился не только как выдающийся танцор, но и как реформатор балета: именно благодаря ему во второй половине ХХ века стал развиваться мужской танец. Творческое наследие Нуреева огромно: он создал множество редакций классических постановок, долгие годы танцевал с Марго Фонтейн, позже руководил балетной труппой Парижской оперы. Будучи тяжело больным, попробовал себя в качестве дирижера.

Наталья Макарова

В 1970 году солистка Кировского театра Наталья Макарова попросила политического убежища во время гастролей труппы в Великобритании. Через месяц состоялось ее первое выступление в новом статусе, а партнером по сцене стал Рудольф Нуреев.

Макарова танцевала в American Ballet Theatre (Американский театр балета, которым сейчас, кстати, руководит Алексей Ратманский), была приглашенной звездой лондонского Королевского балета, выступала с труппами крупнейших мировых театров. Для нее ставил спектакли один из лучших хореографов ХХ века Ролан Пети. Помимо Нуреева, она выходила на сцену и с другими соотечественниками, оставшимися позже на Западе, — Михаилом Барышниковым и Александром Годуновым.
В конце 1980-х, благодаря усилиям бывших коллег, Наталья Макарова вернулась на сцену Кировского балета, исполнив несколько фрагментов из постановки Джона Кранко "Онегин". Сейчас живет в США.

Ссылка на основную публикацию
Зачем пить яблочный уксус по утрам
Конечно же, вы их видели — целые списки, рекламирующие удивительную целебную силу яблочного уксуса при огромном количестве заболеваний. "ЯУ" (как...
Замотивирован как пишется
Правильно слово пишется: мотиви́рованный Ударение падает на 3-й слог с буквой и. Всего в слове 14 букв, 6 гласных, 8...
Засветы по аветисову
Плеоптика - система методов, направленная на лечение амблиопии. Основные методы плеоптики: пенализация, прямая окклюзия, локальный засвет макулы по Аветисову, метод...
Знаменитые танцоры ссср
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте. Время от...
Adblock detector